Зри в корень или кидая камень, гляди, куда его кидаешь

На сегодня комплексно, одновременно реализовываются более десяти крупных проектов, выполнение которых надолго снимет остроту проблем, которые десятилетиями не решались, Дагестан получит мощный импульс в социально-экономическом развитии, значительно повысится качество жизни дагестанцев. Республика выйдет из придуманного политологами и нашим братом журналистом списка «проблемных регионов», «горячих точек».

Как проблемы решаются?

Энергоснабжение.

Один пример. Глава Дагестана Сергей Меликов выступил на парламентских слушаниях в Совете Федерации, которые состоялись 3 октября 2023 года, и в котором принимали участие руководители всех регионов, министерств и ведомств. Рассматривали бюджет страны.

Из выступления С. Меликова: «По имеющейся у нас информации, в проекте бюджета на 2024–2026 годы на программу повышения надежности системы электроснабжения предусмотрен 31 миллиард рублей. В том числе на 2024-й год – 3 миллиарда (на девять субъектов ЮФО и СКФО). Но это только первый этап работ, которые планируется осуществить за три года, а нам три года ждать нельзя – нам эти проблемы нужно решать уже сегодня, — подчеркнул Сергей Алимович. – Народ устал от постоянных отключений электричества. И вот эти протестные акции – они вполне имеют, наверное, весомое основание. Когда у небогатого населения Дагестана отключаются холодильники и портятся продукты, закупленные иногда впрок на десять дней вперед, наверное, это сказывается очень сильно на оценке деятельности руководства со стороны населения».

На этом же заседании Глава Дагестана сообщил, что он пять раз доложил Президенту, как выполняются поручения по повышению надежности системы электроснабжения по республике. Итак, деньги Дагестану выделили: из 3 млрд. на 9 регионов 1.6 млрд. нашей республике. Каково, однако.

Водоснабжение.

Близится к завершению строительство магистрального водовода «Чиркей — Буйнакск» стоимостью два миллиарда рублей. Проект реализуется в рамках федеральной программы «Чистая вода». По плану объект должен быть сдан в эксплуатацию в первом квартале 2024 года. Строительные работы идут опережающими темпами: из запланированных 32 осталось установить менее 2 километров труб. Строители уверены, объект будет сдан до конца 2023года. Новогодний подарок жителям города Буйнакск и окрестных сел, которые много лет страдали из-за дефицита питьевой воды.

Как сообщает Минстрой РД, в разгаре строительство другого магистрального водовода «Кайтаг — Дербент», начатое в мае 2022 года стоимостью 1,3 миллиарда рублей. Протяженность водовода – 35 километров. Планируется завершить в первом квартале 2024 года. Мощность водовода составит 25 тысяч кубометров в сутки, что позволит обеспечить в круглосуточном режиме всех потребителей Дербента. Строительство ведется с опережением графика. Уложено 70 процентов труб от общей протяженности.

Все работы будут реализованы за счет программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа».

Утвержден план строительства второго водовода в Дербент: «Шурдере-Дербент». Стоимость проекта — более 1,32 млрд. рублей. Источниками финансирования обоих проектов являются федеральный бюджет, а также консолидированный бюджет РД.

«Это еще один большой шаг в направлении решения многовековой проблемы Дербента с качественным водоснабжением. Водовод «Кайтаг — Дербент» совместно с рядом других мер, которые мы прорабатываем, позволит жителям древнего города перестать испытывать сложности с питьевой водой, с которыми они сталкиваются каждый день», — говорит глава города Рустамбек Пирмагомедов.

Кстати говоря, всего в плане комплексного развития Дербента 85 мероприятий, по 19 из которых уже определен механизм финансирования. Финансирование запланированных мероприятий из федерального бюджета составит 46,7 млрд. рублей. Помимо этого 7,6 млрд. рублей будет вложено самим регионом и еще 129 млрд. рублей — привлечено за счет внебюджетных средств. Представляете, какие это огромные деньги? Древний Дербент станет одним из крупных туристических центров страны, вместе с благодатным Юждагом важнейшей точкой роста для всего Дагестана и местом для комфортного проживания. О мощном потенциале Дербента и южного региона на протяжении трех десятилетий говорили много. Но убедились в этом, возможности для его реализации создаются только сегодня. Спасибо лидеру Дагестана Сергею Меликову, спасибо нашему сенатору и меценату Сулейману Керимову. Стратегически мыслящим. Для которых личный интерес – это благополучие Дагестана.

Полным ходом идет строительство магистрального водовода «Чиркей — Махачкала — Каспийск», которого ждали десятилетия. Его протяженность – 80 км. мощность — 210 тыс. куб. метров в сутки, диаметр трубы — 1420 — 1020 мм. Срок службы труб – не меньше 50 лет. Первоначально его сдача в эксплуатацию была запланирована в 2025 году. Но, как заявил Председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов, «до конца 2024 года Махачкалинско-Каспийская агломерация получит более 10 миллиардов рублей на развитие территории. Эти деньги будут вложены в строительство водовода «Чиркей – Махачкала – Каспийск». Поэтому водовод единым комплексом вступит в строй раньше срока – в 2024 году.

По словам министра строительства, архитектуры и ЖКХ РД Артура Сулейманова, «новый водовод позволит обеспечить качественной питьевой водой жителей городов Махачкала и Каспийск, а также попутные населенные пункты, исторически не имеющие источники водоснабжения, в их числе Ленинкент и Агачаул». В общей сложности новый водовод обеспечит качественной питьевой водой, соответствующей нормативным требованиям, более 1,5 млн. человек.

Очистные сооружения. Из истории «стройки века».

Строящиеся сегодня очистные сооружения для Махачкалы и Каспийска – это в Дагестане «стройка века». Из всех реализуемых в настоящее время властями республики при поддержке федерального центра проектов это самый сложный и дорогостоящий объект. Из-за отсутствия нормальных очистных сооружений на дно Каспийского моря ежегодно сбрасывается около 80 миллионов кубометров нечистот. Наносится большой ущерб экологии, рыбным ресурсам, развитию в республике туризма. Решили снять проблему, построив канализационный коллектор между Махачкалой и Каспийском. Строить начали еще в 1986 году. В стране шла «горбачевская перестройка». Из необходимых 15 км. трубу уложили на чуть более 7 километров. Затем финансирование прекратили. Так незавершенная конструкция, на которую потрачены миллиарды, сегодня оказалась непригодной.

Как рассказал 30 августа на презентации нового проекта очистных сооружений Глава республики С. Меликов, в 2019-2020 годах за счет средств республиканского бюджета была разработана проектная документация на завершение строительства коллектора. Тогда стоимость всех работ оценили более чем в 70 миллиардов рублей. (Но сколько же времени потребуется на его реализацию? А где взять деньг?).

«Сумма оказалась настолько высокой, что в тот период добиться выделения таких средств добиться не удалось, — подчеркнул Сергей Меликов. – Нами был проанализирован опыт строительства схожих объектов в других регионах России. С привлечением лучших инженерно-технических кадров страны проведен пересмотр технических параметров и технологических решений. В результате стоимость реализации проекта удалось сократить почти в три раза (до 21,8 млрд. рублей). При поддержке Правительства России во взаимодействии с Минстроем России, иными федеральными органами власти, Фондом развития территорий удалось обеспечить финансирование в необходимом объеме».

Читая эти слова С. Меликова, я вспоминаю другое его выступление в Совете Федерации, засевшее в памяти, процитированное выше: «А нам три года ждать нельзя – нам эти проблемы нужно решать уже сегодня». Прошу простить мне тавтологию, но в этих словах Сергея Алимовича я вижу принцип его действий: не откладывать. В этих словах его неподдельный патриотизм, его характер. Думаю, что правы те, кто искренне говорит: «Сегодня Дагестану сильно повезло, что в такое сложное время во главе республики оказался Сергей Меликов». А вы – неблагодарные «фарисеи» из числа дагестанцев, лживо и подло заявляете: «За три года Меликов ничего не сделал. Очистные даже нет в планах». Вам не стыдно говорить такое? Да, ведь у лжеца стыда не бывает.

Очистные сооружения для очистки сточных вод Махачкалы и Каспийска в объеме 350 тысяч кубометров в сутки продолжают строиться.

Еще в августе С. Меликов сообщал, что «Дагестану выделена самая крупная сумма финансирования среди всех регионов – 12,5 миллиардов рублей, которые мы направим на строительство очистных сооружений канализации Махачкалинско-Каспийской агломерации. При поддержке Правительства России нам уже удалось привлечь средства Фонда национального благосостояния, финансовую поддержку Фонда развития территории, инфраструктурный бюджетный кредит. И вот, очередная победа, – специальный казначейский кредит, который позволит осуществить полную реализацию проекта».

Таким образом, руководство Дагестана реально, на десятилетия решает застарелую проблему с загрязнением Каспийского моря канализационными стоками.

Проблема твердых коммунальных отходов. Обострявшуюся с каждым годом эту проблему десять предыдущих лет пытались наши власти решить. Не получалось. Деньги выделялись не малые, но, видимо, использовались они «не так». Уже в 2019 году в республике начали бить тревогу из-за этой проблемы. В «ковидные» 2020- 2022 годы ее подхватила также федеральная пресса. «Известные туристические объекты Дагестана погрязли в отходах», «Тонны отходов гниют на улицах Махачкалы», «Дагестан оказался на грани экологической катастрофы», «Кто спасет Дагестан от экологической катастрофы»? Пестрели заголовки публикаций из Дагестана. Однако проблема обострилась не только в нашей республике, но и во всех других регионах страны. Только вот публикации из нашего региона еще и сильно раздували, связывая с политической, кадровой тематикой.

Эксперты считают, что причины сложившейся ситуации глобальные. Значит, решить проблему можно тоже таким, «глобальным», соответствующим путем.

Встречи, переговоры руководителя республики Сергея Меликова в Правительстве страны, федеральных министерствах и ведомствах дали хороший результат. На правительственном уровне решили построить в Дагестане целые комплексы объектов, работающих по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В составе комплекса построят современные мусоросборные полигоны, 36 мусороперегрузочных станций и сразу три завода по сортировке и утилизации мусора в Махачкале, Хасавюрте и Дербенте. Объемы переработки – до миллиона тонн отходов в год. Т.е. приблизительно столько, сколько мусора образуется за год в Дагестане. На реализацию проекта направят более 15 млрд. рублей инвестиций. Заводы вступят в строй до конца следующего года. А это еще тысячи новых рабочих мест. Кроме того, на базе создаваемой инфраструктуры по обработке ТКО будут созданы предприятия по переработке вторсырья, финансирование которых может также обеспечить РЭО.

Строительные работы в разгаре.

Прибывший в конце лета осмотреть ход строительства генеральный директор компании «Российский экологический оператор» (РЭО, с которым заключено соглашение о строительстве) Денис Буцаев отметил, что это самый крупный в Российской Федерации концессионный проект.

«В республике проделана колоссальная работа, ее результаты мы еще надеемся в полной мере увидеть в 2024 году, когда объекты будут введены в эксплуатацию. Но тот объем работы, который проделан к текущему году, а это уже реализация проекта в металле и бетоне, позволяет говорить, что Дагестан не только среди субъектов федерального округа, но и субъектов РФ в рамках достижения целевых показателей реформы обращения с ТКО находится в лидерах», — подчеркнул Денис Буцаев.

Дорожно-транспортная инфраструктура.

Во время рабочей встречи Президента РФ В. Путина, состоявшейся летом 2021 года в режиме онлайн, руководитель Дагестана С. Меликов доложил о тревожном состоянии дорожной сети, росте смертности в результате ДТП. «Причиной высокого уровня аварийности является недостаточная ширина проезжей части – наличие в основном двух полос при минимальной потребности в четыре, — пояснил глава региона. — Решению проблемы могла бы помочь реконструкция трассы «Кавказ» и ее перевод в первую техническую категорию, со строительством объезда городов Дербента, Хасавюрта, Махачкалы». Президент обещал помочь.

Сегодня эта проблема тоже успешно решается. Только в прошлом году построено и реконструировано 78 км дорог и 14 мостов, отремонтировано 675 км дорог и 5 мостов. Не каждая горная республика может похвастаться такими дорогами как асфальтированные и бетонные дороги в Агвали (Цумадинский район), Вачи (Кулинский район), дороги в Магарамкентском, Хунзахском районах. В очереди – административные центры Ахвахского, Цунтинского, Тляратинского районов и Бежтинского участка. Дорогу в Тлярату (там рельеф очень сложный) будут строить 3 года, стоимость ее составляет 1 млрд. рублей.

В мае прошлого года Сергей Меликов сообщал о том, что расширение автодороги «Кавказ» до четырех полос, о чем он просил Президента, уже запланировано, деньги выделены. В том же году началась реконструкция семи самых загруженных участков дороги «Кавказ» (Р-217), создание там современных транспортно-логистических центров. На них задействовано 550 рабочих и 350 единиц спецтехники.

При этом верхний слой дорожного полотна возводится из современных высокопрочных материалов, устанавливают тросовые ограждения по оси проезжей части. Для жителей ближайших к дороге населенных пунктов будет построено 25 автобусных остановок с автопавильонами и удобными зонами посадки. На объектах строятся асфальтированные и огражденные перилами пешеходные дорожки и тротуары.

«Расширение автодороги «Кавказ» на всем ее протяжении в Дагестане до четырех полос с разделением встречных потоков транспорта — это одна из наших главных задач, — ранее сообщал начальник ФКУ Упрдор «Кавказ» Александр Лукашук. — Уже в конце сентября 2023 года 108 из 275 км этой дороги в пределах республики будут четырехполосными».

Принято решение о масштабном строительстве двух крупных скоростных автомагистралей в обход городов Дербент и Хасавюрт. Соответствующее распоряжение о выделении средств на строительство уже подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Общая сметная стоимость составляет более 75 млрд. рублей. Ввод в эксплуатацию этих объектов запланирован на 2028 год.

Кроме того, сегодня ведется работа по проектированию новой крупной железнодорожной станции «Самур II» на российско-азербайджанской границе в Магарамкентском районе между населенными пунктами Тагиркент-Казмаляр и Хтун-Казмаляр. Реализация проекта позволит пропускать грузовые поезда через пограничный переход Самур — Ялама в объеме до 7 млн. тонн к 2025 году. Это опять-таки сотня новых рабочих мест.

Продолжается масштабная реконструкция аэропорта и морского порта.

Попутно замечу, что вот уже три года подряд Дагестан в лидерах по строительству и капитальному ремонту школ и детсадов среди регионов в России, хотя у нас есть нехватка этих объектов.

Безусловно, все эти решения на федеральном уровне стали возможными благодаря усилиям Главы республики Сергея Алимовича Меликова. Это же ведь, правда. С 2014 года предыдущие руководители пытались решить эти проблемы. Как сказала Председатель Совфеда Валентина Матвиенко, «Пришел деятельный Глава республики и начал предметно всем этим хозяйством заниматься. И процесс пошел. Так что, и мы, и министерство финансов, Антон Германович обещал, будем активнейшим образом поддерживать. Проблемы есть и в других регионах, но Дагестан – в приоритете».

Еще в 2021 году эксперты отмечали, что Сергей Меликов пришел к руководству Дагестаном в период, когда износ местной инфраструктуры (энергетической, дорожной, коммунальной и т.д.) достиг критических показателей. Критиковать его будут, в т. ч. злостно, предупреждали аналитики. Но, чтобы так, как сегодня – нагло отрицая очевидное и, пытаясь перевести проблему из плоскости экономики в область политики, представить себе было трудно. А дагестанцы мудрый народ. Настоящий дагестанец не позволит всяким авантюристам обманывать себя, если даже те спекулируют религиозными, национальными чувствами.