Знахарь(ДжерехI)

В давние времена, когда в Дагестане еще не было университетов, горцы осваивали искусство врачевания. Накапливали полученные поколениями опыт и знания, применяли их. Изучали строение человеческого тела, методы излечения болезней и заживления ран. Собирали травы, обладающие целебными свойствами, определяли дозы применения. Многие целители передавали свои знания потомкам, стараясь принести пользу обществу делами своих детей. В конце XIX в.в небольшом даже по старинным меркам селения Хутхул в большой семье алима Умара, сына Гаджи-Рамазана, тоже религиозного ученого, родился сын. Назвали его по традициям в честь деда. По взрослении его учили читать и писать по-арабски, записывать агульскую речь арабским алфавитом, переводить. Умар был очень рад тому, что его сын впитывал информацию и требовал все больше и больше знаний. Но реалии были таковы, что хлеб добывали тяжелым физическим трудом, заниматься одной наукой у детей, даже самых образованных, не было возможности. Мужские руки нужны в хозяйстве, мальчик с ранних лет помогал старшим. В те времена развита была торговля — необходимое условие для выживания. Но редко продавали за деньги, чаще происходил обмен продуктами. В таких условиях необходимо было знать хотя бы один-два языка соседних народов, чтобы беспрепятственно обменивать продукты. Поэтому при взрослении и занятии хозяйственными делами люди умели говорить на нескольких языках, а с гостями другой национальности принято было говорить на тюркском — языке межнационального общения в населенном разными народами Дагестане. Гаджи-Рамазан рос добрым, придерживался адатов и чтил старших. Чтению и письму он научился рано. Мальчик старался познать таинство жизни и смерти, цикличности всего преходящего. Свои знания он черпал в религии и в окружающем мире. Узнавал от старожилов о свойствах разных трав, собирал в горах целебные травы и использовал их. Ранним утром, когда только рассеивался туман, жители Хутхула могли увидеть в горах сына Умара, в поисках нужных трав бесстрашно поднимающегося на самые опасные склоны. Молодым уже человеком отправившись на промыслы в Баку, познакомился с врачами, наблюдал за хирургическими операциями. Природный ум и отличная память стали залогом сохранения знаний. А они очень нужны были в горах, где высока была детская смертность и выживал сильнейший. ДжерехI — так называли в Агуле знахаря, человека, умеющего лечить. Гаджи-Рамазана считали сильным джерехIом. Жители села рассказывают о случае, когда женщине потребовалось срочное хирургическое вмешательство ввиду полученной травмы черепа. Никто не верил в ее выживание, даже родные отчаялись. Но Гаджи-Рамазан удалил осколки кости, очистил рану и зашил темя. Женщина прожила еще много лет. Жители села стали говорить, что сын алима Умара из тухума ГучIур — человек с незаурядным умом и выдающимися способностями. Народная молва сохранила память о многих чудесных исцелениях. Участнику кровной мести, раненному в голову, с отрубленной рукой, удалось спасти жизнь и сохранить способность заниматься обычными делами. Когда ногу горячо любимого сына Гаджи-Рамазана поразила злокачественная опухоль, он, взвесив все риски и обдумав последствия, удалил часть ступни. Сын Кьубай (Кьулбан) прожил долго и умер в глубокой старости. Многие обращались за помощью к знахарю — не только жители родного села, но и близлежащих. Никому не отказывал он в помощи. Богатством жители гор, своим трудом добывающие себе пропитание, не могли похвастать, поэтому плату сын алима ни у кого не принимал. Гаджи-Рамазан, всю жизнь трудившийся на благо общества и спасший много жизней, похоронен на кладбище IуьрехъерхI в Хутхуле. В годы советского строительства, когда сносили надмогильные камни и использовали территорию кладбища, могила Гаджи-Рамазана уцелела.

Нажабат Курбанова