В начале своего жизненного пути каждый определяет для себя ту профессию, которая станет делом всей его жизни. Итогом верного выбора является не только гарантированный доход, материальные блага, но и удовольствие от своей работы и непременное отсутствие рутины. Именно динамичность отличает творческие профессии, привнося в них новаторство и креатив. Сегодня им отдаётся особенное предпочтение, как верному способу самовыражения и способу заявить всему миру о себе. Художник-дизайнер — та платформа, которая становится всё более популярной среди молодёжи. Всё потому, что здесь в основе идеи лежит взгляд автора, его отношение к миру и творческий посыл. Это способ выразить себя, своё настроение в независимости от того, в мажоре оно или в миноре. Нитка, ткань, булавка- и в умелых руках мастерицы эти звенья объединяются в единый образ, который прекрасная половина человечества диктует миру. И даже если провожают по уму, совершенно необходимо уделять внимание своему стилю в одежде, потому как встречают сначала действительно по ней.
Эту аксиому уроженка Агульского района Эмина Шабанова для себя определила ещё в подростковом периоде. Для будущего модельера было понятно, что красивое платье и нарядный образ — это лучший помощник в том, чтобы поднять себе настроение и выделиться из толпы. В период взросления начинающий дизайнер определила для себя, что её профессиональный путь связан с творческой профессией, где главное- это ты, твои идеи и их выражение.
— Эмина Шабановна, здравствуйте, расскажите о том, как швейное дело стало для вас профессией?
— Начало у меня было со школьной скамьи. Мне всегда был интересен дизайн одежды. Я засматривалась на то, как создаются из ткани и ниток реальные вещи, которые украшают человека, формируют его образ. Я всегда хотела своим собственным примером демонстрировать яркие образы, как художник, представляя социуму свои собственные работы. Для любого модельера, дизайнера созданный продукт абсолютно персонифицирован. Ведь над каждой вещью ты работаешь продолжительный период времени, раздумывая над ее дизайном, смотрибельностью и комфортом.
— Эстетические аспекты стали решающими в моём выборе одежды. Мне хотелось добавить краски в окружающих меня людей, в том числе и через мои идеи и модели. Первое своё изделие я сшила в 5 классе. Я помню, это была юбка-татьянка. Всем этим я обязана своей бабушке Мугризат, она проживала в селе Тпиг, которая дала мне доступ к своему заветному сундуку. Это была настоящая кладезь тканей, где можно было найти крепдешин, шёлк, ситец, и никогда не запрещала пользоваться этой сокровищницей. Я сначала рисовала на тканях, и методом проб и ошибок у меня стало получаться что-то. Продолжить эти начинания я решила учёбой в средне-специальном учебном заведении. Для этого после 8 класса поступила в училище, которое закончила со значительными успехами. Знания и навыки, полученные во время учёбы, были очень полезными и для меня лично, ведь своё платье на выпускной я сшила сама. И сегодня отношусь к этой своей модели с большим трепетом. В 16 лет мои творческие навыки начали приобретать профессиональную основу. Я приступила к работе сначала дома, а уже в 17 лет меня пригласили работать к известному художнику-дизайнеру Вере Агошкиной.
— Это стало для вас первым важным шагом в профессии?
— Да, ведь мы работали в лаборатории по производству и пошиву коллекционных изделий. Говоря иначе, здесь мы готовили модели на показ. Однако мысль о том, чтобы начать своё собственное дело, не покидала меня. На тот момент на рынке был дефицит тканей, не было того ассортимента, который есть сейчас. Но постепенно находились каналы поставок, и к 17 годам у меня сформировалась своя клиентская база. Я шила на заказ, и мне нравилось создавать свой собственный продукт.
— В столь юном возрасте вы стали работать. Скажите, а с какими сложностями вам пришлось столкнуться на первых порах?
— Я очень хотела учиться дальше и закончить столичные вузы в сфере дизайна. Однако такой возможности не было, и приходилось помогать семье. Когда ты работаешь в творческой профессии ради заработка, то новаторство и креатив отходят на второй план. Эксперименты в дизайне я проводила на своих близких и друзьях. Здесь можно было воплотить самые смелые дизайнерские идеи. И близкие были довольны, это было интересно и для них, и для меня. Я очень хотела учиться дальше и закончить столичные вузы в сфере дизайна.
— Вам удалось хобби сделать профессией. В чем секрет?
— Шитье стало для меня не только профессией, но и делом, которое доставляет мне удовольствие, то, что приносит мне радость. Я как бы со стороны иногда наблюдаю, как создаётся образ из идеи в реальный продукт, и всё это неимоверно меня вдохновляет.
— В вашем творчестве неизменен интерес к национальному колориту. Почему?
— Я безумно ценю этническую самобытность. Для меня это основа воспитания и развития нашего общества в верном направлении. У меня есть мечта сделать коллекцию этнического образа, особенно национального свадебного костюма. Я сшила много национальной одежды, но свадебного одеяния в их числе не было. Мне кажется, наряд жениха и невесты является сосредоточием этнического богатства каждого народа. Ведь именно свадебные адаты являются одними из основных традиционных обрядов, которые проходят сквозь время, объединяя поколения. Отсюда интерес к костюму новобрачных, на сформирование которого влияет и рельеф местности, образ жизни народа, его история, климат. Всё. Глядя на невесту, можно легко определить, какой регион и какую культуру она представляет.
Я вижу, что на данный момент эта ниша свободна, а мне бы не хотелось, чтобы даже мельчайшие атрибуты нашего этноса были утеряны для будущих поколений. У меня растёт дочь, которая должна знать о своём народе даже больше, чем знаю я, лишь в этом случае в будущем возможно избежать забвения собственной национальной идентичности.
— Создание одежды — это непросто не только с позиции конструирования, дизайна, эта работа требует неустанно сидеть за машинкой, поправляя, дополняя. Возникали у вас мысли поменять профессию?
— Я люблю свою работу, и в ней чувствую себя очень комфортно. У меня есть идеи того, в каком направлении мне бы хотелось развиваться, однако, это неизменно связано с шитьём. Я думаю о создании своей линии одежды «Fursachi», где помимо названия, мои модели будет объединять моя манера шитья и стиль. Каждый мастер вкладывает свою концепцию в работу, мы как художники, не подписываем свои картины, а добавляем в них узнаваемые элементы, расширяя и дополняя коллекцию своих работ. И здесь главное быть честным перед собой, как перед художником и профессионалом. Шитье не терпит халатности, иначе о многих амбициях можно забыть. Хотя такой подход, думаю, актуален во всëм и всегда.
Алена Магомедова