Печально наблюдать, как погибают города и села под напором различных бедствий: природных катаклизмов, жестоких захватнических походов, не имеющих под собой благородной почвы, естественного отбытия населения по разным причинам (отсутствие рабочих мест, неимение возможности создать нормальные условия для существования именно в этом месте; тенденция современного поколения, заключающаяся в предпочтении города сельской местности) в места, отвечающие его малым и значительным притязаниям.
Сегодня нам приходится наблюдать эту грустную картину, как высокогорные сёла, в которых некогда жил дух процветания и благодати, оставлены людьми без всякого принуждения. А ведь было время, когда за каждый кров, за каждый камень, что лежит в их основаниях, прежние поколения в героической борьбе отдавали свои жизни. В нашем районе, относительно небольшом, и то можно насчитать более десятка прежних поселений, от которых остался лишь бездыханный след, выраженный руинами, охваченными густой зарослью.
Человек не способен изменить прошлое, но он может изменить своё настоящее и повлиять тем самым на будущность…
Полагаю, так рассуждает и Рабдан Мусибутаев, житель старинного селения Чираг — селения с богатым духовным и историческим прошлым. Рабдан стал инициатором весьма значимого дела: у подножия старинной части села, где лишь серые, холодные и покинутые стены без окон и кровли смотрят друг на друга, гордо располагалась старинная Джума мечеть с минаретом, построенная праведными предками ещё в 14 веке, и на этом самом месте по инициативе Рабдана и ещё нескольких активистов села будет возведена новая мечеть, которая сохранит свои объемы и форму, а также и частицу души той старой мечети, так как её разрушенные стены будут использованы в качестве строительного камня при возведении новой.
«Ещё десяток лет тому назад я не мог и представить, какое историческое наследие таится в этой серой массе разрушенных стен, пока однажды, проходя мимо старого склада, в котором раньше хранили сыр и овечьи шкуры, я не заметил в одной из его стен выпирающую округлость (михраб), и в тот же день я узнал от одного старожила села, что здесь была очень старая мечеть. Она была разрушена во время нашествия Надир-шаха и во времена Кавказской войны — трехдневное противостояние горцев под предводительством Сурхай-хана против русских произошло здесь… В общем, старую мечеть мы разобрали до основания (глубина фундамента кое-где достигает 5-6 метров), а финансирование новой постройки взял на себя выходец из этого села, проживающий в Каспийске, потомок Гаруна, сына Саида (рода Башировых), в память о своих предках и богатой истории родного села», – поведал нам Рабдан.
Из исторической хроники известно, что в Чираге было 5 мечетей, с учётом Джума мечети, и несколько школ-медресе, где обучались ученики из разных близлежащих сел. Здесь была богатая библиотека старинных книг и рукописей, написанных как на арабском, так и на даргинском языках. Многие из них сгорели вместе с мечетью и медресе, которое примыкало к ней, при обороне села в 1819 году, упомянутой немного выше. Остальная часть, пережившая и Кавказскую войну и антирелигиозную политику СССР, хранилась в разных сельских святынях, пока один из местных жителей их потихоньку не распродал. К слову, эту участь разделили исторические книги и прочие ценные вещи, на которых можно было подзаработать, и в других сёлах района, в частности, в Рича.
Всё же несколько книг, сохранившихся каким-то чудесным образом, нашли при демонтаже мечети в одной из её ниш. Как выяснилось позже, они представляют собой огромную ценность для современного мусульманского мира.
Говоря о сроках завершения проекта, Рабдан отметил, что конкретики тут быть не может, так как финансирует частное лицо, но, если всё пойдёт по намеченному плану, то в течение 1-2 лет в селении появится вторая полноценно функционирующая мечеть.
Надеюсь, вместе с восстановлением этого старинного храма чирагцы навлекут на себя и прежнюю благодать: мечеть, став «вечногорящим древнем», подкинутым в догорающий костёр, воспламенится и охватит его новым ярким пламенем.
Такие люди, как Рабдан Мусибутаев и потомок Гаруна сына Саида из рода Башировых, а также те, кто оказывает всяческую поддержку в продвижении подобных затей, пусть всегда остаются в состоянии проявлять благородие и будут примерами для подражания всем остальным.
Хасбулат Гамзатов