Дагестан – один из лидеров среди республик СКФО по объёмам и темпам строительства жилья. Между тем бум в строительстве, наблюдаемый в последние годы в городах республики, благодаря планомерной и последовательной работе властей переходит также и в сферу возведения социальных, культурных и инженерных сооружений и объектов.
Конечно, этот тренд обусловлен в первую очередь поддержкой Дагестана федеральным бюджетом. Можно сказать, что республика преодолела имеющиеся ранее проблемы в освоении федеральных средств. Времена, когда из-за нерасторопности республиканских властей и неумения своевременно организовать прозрачность процедур торгов деньги в Москву приходилось возвращать, определённо в прошлом. Однако и сегодня есть проблемы.
Масштабы проектов, финансируемых помимо бюджета различными инструментами поддержки, в настоящем очень велики. Обширен также разброс вовлеченных в этот процесс отраслей.
В Дагестане по-настоящему взялись за экологию и чистоту. Строятся новые школы, медицинские учреждения, полигоны для переработки ТБО. Средства направляются на строительство дорог, модернизацию энергетической инфраструктуры, связи, водопроводных сетей. Только на строительство очистных сооружений в Махачкале, Каспийске, Дагестанских Огнях выделены миллиарды рублей.
Главными бенефициарами, то есть выгодополучателями этого процесса, конечно, являются люди, население республики. Исполнителями же, ответственными за то, чтобы намеченное воплотить в жизнь, безусловно, прежде всего строители. О том, что не всегда они оказываются на высоте, широко известно. В безобразном облике нашей столицы, к примеру, их роль наряду с частью коррумпированных чиновников чрезвычайно высока.
С фирмами-однодневками, похоже, у нас уже покончено. Но и сегодня эта порочная связка, вопреки существующим заслонам, одним из которых являются открытые, прозрачные торги, пытается перетянуть бюджетное одеяло исключительно на себя. Это когда вопреки логике и предназначению проводимых торгов выгодные контракты оказываются у не совсем добросовестных подрядных строительных организаций.
Хитрости и «технологии» в этом деле, как отмечают эксперты отрасли, имеются. Недобросовестная конкуренция подрывает основы строительной отрасли. И небезосновательно об этом в профессиональном сообществе кричат со всех трибун. Если контракты каким-то невероятным образом в результате торгов проведены в целом законно, но по сути достаются они нечестным дельцам. Конечно, и результаты выходят соответствующие.
Не чем иным, как алчностью, не назовешь стремление определенных компаний, казалось бы, в целом внешне дееспособных, заполучить как можно больше контрактов. Это, конечно, можно оправдать желанием обеспечить себя и сотрудников стабильной работой, однако плоды подобных действий приводят к плачевным последствиям.
Недострой, отставание от графиков работ часто в таких ситуациях вызваны элементарной некомпетентностью или недостатком сотрудников, рабочих рук и технических средств у подрядчика для выполнения объёмов работ, прописанных в контракте. В Дагестане подобных примеров достаточно, и, похоже, если оставить подобное явление без реагирования, ситуация только усугубится. Исполнение важных контрактов может срываться.
Одним из решений данной проблемы, по мнению Главы Дагестана Сергея Меликова, усилия которого во многом определили нынешний бум строительства коммунальной, социальной инфраструктуры и инженерных объектов, может стать усиление контроля правоохранительных органов за деятельностью подрядных строительных организаций. Понятны желание и намерение руководителя республики поставить заслон недобросовестным застройщикам к доступу к государственным контрактам, потребовавшего жесткого подхода к выбору подрядчиков для строительства социальных объектов.
«Как будем бороться со строительными организациями, которые через ФАС путем бесконечной подачи жалоб пытаются выиграть конкурсы на строительство таких социально важных объектов, как очистные сооружения для города Дагестанские Огни? Как можно организации, которая ранее сорвала выполнение контрактов по строительству объектов, через время снова принимать участие в конкурсе и дать его выиграть? Здесь нет ничего личного. Хочется построить очистные сооружения в городе, чтобы у людей были более комфортные условия для жизни, а у Дагестанских Огней – возможность для развития, в том числе прикаспийского туристического кластера. Очень хочется это сделать. Мне надоела полемика, которая работает против запросов населения!» – сказал Сергей Меликов.
Глава Дагестана обратился к правоохранительным органам с призывом к единой политике в отношении недобросовестных подрядчиков. Он подчеркнул важность препятствования негативным явлениям в строительной отрасли с самого начала, чтобы предотвратить задержки в строительстве и очистить регион от компаний, которые пытаются использовать государственные средства без должной ответственности.
Руководитель региона также отметил положительные результаты внимательного отбора подрядчиков, особенно в сфере строительства новых образовательных объектов. Благодаря такой тщательной проверке и выбору в 2022 году удалось отремонтировать школ больше, чем было запланировано, что позволило обновить 151 школу в целом.
Качественный отбор подрядчиков и рациональное распределение бюджетных средств способствуют эффективной реализации программы по строительству и ремонту образовательных учреждений, убежден Сергей Меликов.
Стоит напомнить, что ранее была использована возможность федерального законодательства, которое позволяет перераспределить сэкономленные средства от капитального ремонта на расширение программы, улучшить образовательные условия для дагестанских детей.
Словом, недобросовестных застройщиков к государственным контрактам больше не допустят. А это значит, повторимся, что работы будут производиться в срок и качественно.
В Дагестане не допустят недобросовестных застройщиков к государственным контрактам