Осень — удивительное время!.. Эта «унылая пора», воспетая в творчестве большого числа выдающихся людей изящными строками, разными красками и полными высоких чувств нотами, заставляет проникнуться своей таинственностью и мудростью всякое живое сердце в глубины мыслей о возвышенном и приземлённом, величественном и заурядном, вечном и преходящем. Она пленяет своим убранством и не оставляет равнодушия к себе даже в самых безучастных сердцах.
Осенние наряды особенно прекрасны в местах, щедро одаренных лесной растительностью. Именно древесный покров земли становится тем особенным материалом для пышной ризы, в которую облачается природа в это время года.
Как же великолепен Агул ранней осенней порою, когда долгие летние дни, наполненные зноем, уступают из отведённого им времени тихим звездным ночам, когда жгучая огненная звезда по воле высших сил становится степенней и добрее и учтиво льётся тёплыми лучами на нижних обитателей и их бренную, но дивную обитель.
Живописные горы агулов, давно поросшие лесами, с наступлением первых осенних дней превращаются в одно большое, растянувшееся вширь и ввысь полотно, на котором незримый искусный художник медленно рисует невидимой рукой картину умиротворения, восхищения, тёплой грусти и смирения.
Наблюдая эту крайне замысловатую картину, невольно замечаешь, как кроны отдельных дерев раньше других меняют цвет и барственно выделяются среди них своими отличными признаками, а затем, когда всё дремучее сообщество украшается в тот же окрас, первые утрачивают его вовсе и угасают прежде остальных. Как же это знакомо, как близко нам, людям…
Да! Осень — время красок и настроений, и не обязательно ярких. Ведь и в серых тонах, выраженных загадочными туманами, кроется своя прелесть. А в горах агульских туман — гость нередкий, тем более в это время года. Порой он, будто случайно забредший путник, спешит куда-то удалиться, а бывает и так, что задерживается на сутки и более, охватив собою всё, что пожелает, растянувшись огромным воздушным белым змеем от самого начала Магъу-дере до верховьев долины Агъул-дере…
Каким бы впечатляющим ни был осенний образ Агула, кажущийся медленным ход дней вот-вот упирается в ноябрь, и вся цветистость, вся благодать, вызывавшая столь недавно истинно человеческое восхищение, в течение очень скорого времени исчезает.
И, конечно, жаль, что в силу различных обстоятельств, мы не можем полностью посвятить себя наслаждению дарами природы, такими её щедрыми подношениями, как драгоценная осень. Мы можем лишь запастись тёплыми воспоминаниями и чувствами, навеянными в нас осенью и, согреваясь ими в предстоящие холода, с тайной истомой ожидать её следующего прихода.
Хасбулат Гамзатов