Не думал, что сяду писать этот текст. Не хочется повторять банальности. Претит назидательный тон. Да и на звание «хорошего человека», в принципе, не претендую. Слова утешения, осуждения, возмущения ничем не помогут. Ни в отдельно взятом частном случае, ни в целом в ситуации на дорогах. Помочь в решении проблемы может только искренность, а ее нет. И взяться ей не откуда.
Статистика смертей на дорогах нашей республики растет уже давно. И мы раз в неделю, наткнувшись в телеграме на две строчки с пугающими цифрами, вновь всплеснем руками, пожелаем терпения и мужества родным в комментариях, продолжив жить прежней жизнью. Не сделав для себя никаких выводов и на капельку ни в чем себя не ущемив, чтобы исправиться.
Зачем искренность? В первую очередь, чтобы осознать, кем мы на самом деле являемся. В целом по жизни и конкретно за рулем. Но кто из нас готов искренне это понять и принять? Кто вообще готов мириться с мыслью о том, что он вовсе не тот сказочный мачо, прекрасная незнакомка, грозный гангстер, таинственная соблазнительница или покоритель автодромов?
Кто, глянув перед выходом из дома в зеркало, готов увидеть в нем маминого любимца, которому она на последние купила «Приору», чтобы девочки не игнорировали? Есть хоть одна, согласная признаться, что выклянчила кроссовер на 450 сил у шариатского мужа? Найдется ли тот, кто признает, что между сидением и рулем спортивного автомобиля он – лишняя прокладка?
Садишься утром за руль и видишь себя исключительно в окружении львов, тигриц и павлинов. Кому-то мешает рулить мягкое брюшко, у кого-то в лобовое стекло упираются губы. Но все убеждены в том, что именно их Бог наделил тем самым водительским талантом, который при удачном стечении обстоятельств позволил бы им обойти Шумахера в Нюрбургринге.
К сожалению, искренность не для всех. Чтобы быть искренним, нужно иметь какое-то мужество. Нужно быть готовым к тому, что тебя не все будут любить. В первую очередь, ты сам. Если все же рискнешь, наберешься мужества и взглянешь на себя во всей подлинной «красе». Оксюморон?! Именно этой разновидности мужества нашим мужественным горцам зачастую и не хватает.
«Так надо было, брат!», — с вызовом ответил на вопрос о причинах опасной езды юный водитель ГАЗели, задевший недавно автомобиль моего знакомого. Наглый юнец тоже тогда на проспекте Акушинского играл в шашечки со своим коллегой во второй ГАЗели. И в его понимании «мужество» заключалось именно в том, чтобы в случае аварии заявить: «Страховка, брат!».
Понимание мужества, как готовности переступить мораль, лишает эту самую мораль всякого смысла. Глупо убеждать человека в аморальности его поступков, если глубина этой аморальности для него и является шкалой степени его мужества. Наглядным примером тому старое видео Идриса Бороды, где он с упоением рассказывает «как десять бобиков вязали его посреди улицы».
Верил ли Идрис самому себе, когда говорил те слова? Думаю, нет. Во всяком случае, сейчас мы знаем его как блогера, который посвятил себя благому. И это достойно уважения. Творить добро, проявлять мягкость к окружающим у нас в республике требует гораздо большего мужества, чем лихачить и хамить. Ведь тогда тебя могут принять за слабака. Быть злым среди нас легче.
В том числе, быть злым на дороге. «Он меня подрезал, а я его обогнал». «Ставиться хотел на своей Камри, как будто у меня не Мерседес». «Да он кто по жизни, перед кем он исполнять решил?». В отличие от тех милых комментариев, которые мы оставляем в навигаторах, застряв в пробке, вырвавшись на просторы широких проспектов, движут нами примерно такие мысли.
И в этот момент мы кажемся себе мужественными. Хотя не осмеливаемся признать даже то, что мы толком не умеем водить. Иначе как можно было на подготовленной разработчиками именно для быстрой езды БМВ серии «М» уйти на проспекте Акушинского в такой занос, что от удара смяло весь зад ехавшей в том же направлении машины?
«Так надо было, брат!», — наверное, скажет отцу погибшей по его вине 9-летней девочки и этот «лихач». И будет считать это мужеством.
Тамерлан Магомедов
t.me/midagru/29125