Стабильность в Дагестане получила мировое признание

ДАГЕСТАН — ЭТО: СТАБИЛЬНОСТЬ

Из далекого детства помнятся имена дагестанских борцов Али Алиева, Владимира Юмина, Загалава Абдулбекова… Тогда они казались недосягаемыми звездами, на которых равнялись все мальчишки горного края. Вольная борьба считалась престижной, школой олимпийского резерва. Не грех вспомнить и о том, что история вольной борьбы уходит в глубь веков, когда дагестанские силачи на глазах у всего народа мерялись куражом на ковре, сохраняя и по сей день в памяти горцев легендарные имена известных в Дагестане борцов, обладавших, словно герои древнего эпоса, невиданными физическими данными, молниеносно раскидывающих по углам слабых соперников.

Новость о том, что наша республика выиграла право на проведение Евро-2018 по борьбе в условиях серьезнейшей конкуренции, привела дагестанцев в восторг. Бог мой! Кто бы мог представить еще каких-нибудь несколько лет назад, что горный край, занимавший самые низкие позиции по основным экономическим, да и спортивным показателям, сумеет выйти из сильнейшего застоя, заняв достойное место среди самодостаточных российских регионов, обладающих твердыми позициями по экономическому развитию, политической стабильности, безопасности. И кто бы спорил с тем, что серьезнейший карт-бланш, данный южному российскому региону, означает упрочение позиций не только Дагестана, но и самой России в мире. Это и дань уважения великим спортивным традициям Дагестана, по праву занимавшего титульные призовые места на самых престижных соревнованиях в мире.

Задаемся вопросом: так в чем же сила дагестанского народа, умевшего в самые трудные для него времена преодолевать любого врага не числом, а умением, а еще народной смекалкой, свойственной людям, живущим в суровых услових гор, когда приходилось не жить, а выживать и от того еще отчаяннее, больше жизни, любить свою каменистую, скупую на отдачу Родину. Вспомним давние и одновременно близкие события судьбоносного для всей нашей страны 1999 года, когда международные бандформирования вторглись в приграничную российскую зону, пытаясь дестабилизировать ситуацию, отторгнув Кавказ от России.

Все помнят: тогда поднялся весь Дагестан. И на помощь Российской Армии пришли не только дагестанские ополченцы, горцы, потомки Шамиля, но и дагестанские матери, читавшие молитву, сохранявшую общих с российскими матерями сыновей. Мы победили тогда.

Победили и сегодня, сняв угрозу терроризма, экстремизма, создав основу для экономического роста, культурного развития, заставив воспрянуть духом дагестанцев, много лет находившихся в состоянии нестабильности, угрозы жизни, пресловутых флешек, взрывов жилых кварталов, убийств полицейских. Все это оставалось наследием лихих 90-х годов, и казалось, что невозможно изменить сознание дагестанцев, привыкших жить в бесправном положении, забывших о том, что они — потомки вольных горских обществ.

Да, стабильность нелегко далась команде Абдулатипова. Возродить республику, много лет находившуюся в трудном положении, заставить людей не просто поверить, но и понять,что Глава республики не привык разбрасываться обещаниями, и за его мужским словом — масштабные преобразования, которые предстоит оценить дагестанскому народу, ныне живущему в совсем другой республике, лишенной прежних стереотипов. Но стоит вспомнить времена, когда покупались должности и продавалась совесть. И, что обиднее всего, к этому стали привыкать, считая, что нечистоплотный чиновник «умеет жить». Да, «умел», забыв о том, что его народ живет в нищете, проклиная власть, авторитет которой подвергался жесткой оценке дагестанцев на улице, в транспорте, дома на кухне. Рекордно низкий индекс доверия к республиканской власти усиливали не только внутренние проблемы, но и рост экстремизма, терроризма, все сильнее разрастающихся и, словно ядовитый плющ, обвивающий смертельными объятьями молодое поколение.

Трудно было предположить, что республика сумеет справиться с этой бедой в условиях деформации экономики, невнятных духовно-нравственных идеалов, критериев и истин, ставших противовесом молодежных инициатив, которые, казалось, и должны были лечь в основу гражданского сознания, новой нарождающейся силы, но на самом деле ощутившей по-настоящему духовный вакуум, попавшей в трудное положение, так и не разобравшись в том, чем отличаются светские устои от несветских.

Собственно в свое время и дагестанский спорт превратился скорее не в достижение, а в инструмент борьбы той агрессивной среды, что порой рождала не сильных и мужественных, а «качков», оказавшихся в центре террористических группировок в лесах, где орудовали международные бандфомирования, преследующие свои, далеко идущие цели по дестабилизации региона, вовлекающие в свои ряды как можно большее число молодежи, оказавшейся той податливой, мягкой силой, которая оказалась подручным средством в борьбе против собственного народа.

И поэтому в числе основных задач, изначально поставленных Главой республики перед своей командой, было вернуть к жизни массовый спорт, заброшенные стадионы, а еще былую славу самому дагестанскому спорту. Да, это казалось невозможным. Так думали многие, так думали и мы, осознавая глубину кризисной ситуации, сложившейся в отрасли, где перестали растить чемпионов, но пустили на конвейер силовиков, которых можно было удачно продать. Не беда, что дагестанские вольники стремительно сдавали свои позиции. Главное, что всепожирающий телец приносил все новые доходы чиновникам от спорта.

И тем более удивительно, как за короткой срок на пепелище удалось создать новую спортивную базу дагестанского спорта, пестуя молодежь, отдавая дань спортивным традициям, строя самые современные спортивные сооружения в центре, на местах, тем самым культивируя не коммерческий спорт, а состязательность в борьбе за высокие результаты. Сегодня в Дагестане уже действует Дворец спорта и молодежи имени Али Алиева на пять тысяч мест, реконструируются крупнейшие стадионы, строятся новые. Фактически создана необходимая инфраструктура для проведения чемпионата Европы по вольной борьбе, о чем заявил наш премьер А.Гамидов в Париже.

Мы не ждали и не готовились к такому значительному событию в жизни нашей республики, нашей страны. Просто команда Абдулатипова занималась каждодневной рутинной работой, создавая новую среду обитания, соответствующую европейским стандартам, борясь с невежеством и чуждыми представлениями, возрождая экономику, спорт и культуру, поддерживая порядок на улицах городов и сел, возводя новые предприятия, возрождая из пепла историческую жемчужину — Дербент, совсем иной, чем прежде, город на берегу Каспия, через который проходил Великий Шелковый путь.

Мы отвлеклись немного от спорта. Но разве можно не замечать и уж тем более не говорить о том, что мы меняемся и вместе с нами меняется облик наших городов и сел, незаметно для себя наполняя жизнь особым смыслом, возрождая горный край, где нет места распрям и войнам, а изо дня в день создается та культурная среда, что делает человека человеком.

Салам алейкум, чемпионат Европы-2018!