Гюлахмед Маллалиев: «Я следил за событиями, разворачивавшимися в международном аэропорту «Махачкала» 29 октября, можно сказать, в режиме реального времени, потому участники погромов снимали свои действия и отправляли знакомым по вотсапу, размещали в телеграм-каналах. Состояние, в котором я пребывал в тот момент, можно описать двумя словами – стыд и возмущение. Глубокий стыд и крайнее возмущение.
Я представлял себе состояние узбекского врача, окруженного улюлюкающими типами с полностью отключенным разумом, требующими доказать, что он не еврей; женщин с голодными детьми, вынужденно заблокированными несколько часов в салоне самолета; персонал аэропорта, на глазах которых разворачивалась вся эта вакханалия, и мне физически становилось плохо.
И я прекрасно понимаю эмоции тысяч дагестанцев, которые оказались скомпрометированы кучей неадекватных молодчиков в глазах всей страны и даже мира, потому что беспорядки в махачкалинском аэропорту стали главной новостью почти всех крупных мировых СМИ.
Эти эмоции предопределили и достаточно жесткий характер обращения главы региона Сергея Меликова по данному поводу. Он точно подметил, что произошедшие события – это результат стадного инстинкта и незнание истории и традиций Дагестана. Действительно, кучка ведомых украинскими кукловодами, не знающих свою историю молодых маргиналов нарушила освященные многовековой историей края традиции гостеприимства, уважительного отношения к людям других культур. Прикрываясь религиозными лозунгами, они нарушили главнейшие постулаты ислама – не творить насилие (зульм), не быть националистами («Не из нас тот, кто призывает к национализму, не из нас тот, кто воюет ради национализма, не из нас тот, кто умрёт ради национализма!» Хадис.), уважать и защищать гостя. Кроме того, беспорядки могли забить клин между народами самого Дагестана, противопоставляя их по религиозному принципу.
Действительно, события в аэропорту буквально «откатили», как заявил Сергей Меликов, республику назад. Они выявили и множество проблем, которые накапливались годами, в том числе упущения в работе с молодежью, слабую профилактическую информационную работу в сети, слабое правовое воспитание подрастающего поколения. Воскресный эксцесс должен стать одновременно и уроком для каждого из нас, и в то же время вакциной от невежества и национализма».