САРКАР МАГОМЕДОВ: Террористам в Дагестане не удалось внести раскол в общество

 

Трехдневный траур объявлен в Дагестане, где жертвами терактов в Махачкале и Дербенте стали 20 человек, 46 пострадали. Состояние семи раненых оценивается как тяжелое. Контртеррористическая операция в республике завершилась утром 24 июня. Ликвидированы пятеро боевиков, их личности установлены. Идет поиск сообщников, которых могли готовить за рубежом.
Их целью было не просто убивать, но и уничтожать. Перед дербентской синагогой – рухнувшая обшивка, часть крыши и пробоины в воротах. Здесь с ними вступили в бой полицейские.

Однако проникли они не через главный вход, а, как говорят очевидцы, с обратной стороны. Там тоже все выгорело. При этом они убили охранника, мусульманина, к слову. Кроме него, в синагоге никого не было. Оказавшись внутри, террористы подожгли здание. Сильно пострадал главный молитвенный зал.

Не менее жестоко террористы действовали в православной церкви города. Все так же поджигали и расстреливали. Их встретил и был хладнокровно убит старейший в Дагестане священник протоиерей Николай Котельников. В городе его любили и уважали все, вне зависимости от национальности и вероисповедания.

Как выяснилось, Николай Котельников и был целью боевиков. Возможно, потому что объединял людей и, в отличие от террористов, призывал к терпимости. И именно поэтому цветы к мемориалу несут не только знавшие протоиерея лично, но и почти весь город.

Межконфессиональный мир и дружба народов в Дербенте выражены в памятнике, в котором представлены христианство, иудаизм и ислам. Интересный факт: прообразом для христианства стал именно протоиерей Николай Котельников, убитый накануне.

«Когда мы к нему приходили, когда спрашивали: «Николай Михайлович, как вы?», он говорил: «Я ваш, я ваш»… То есть вот он настолько был человечным. Я знаю, что, когда проходила служба, те или иные праздники христианские, приходили представители трех конфессий. И никогда не было момента приватности, закрытости храма именно. И двери его храма, и двери его души и сердца всегда были открыты для всех жителей. Поэтому, когда мы все узнали об этом вчера, не было в городе человека, который бы не содрогнулся об этой новости. Настолько было, не знаю, но он такой был человек… Он 45 лет был нашим, понимаете? Это был символ города именно в лице Николая Михайловича», – рассказывает начальник управления культуры, молодежной политики и спорта администрации Дербента Самиля Наджафова.

Атака на Дербент произошла одновременно с нападением на Махачкалу, в которой целями тоже стали синагога и церковь. Прихожане Свято-Успенского собора успели забаррикадироваться внутри. Охранник же вступил в бой с террористами и героически погиб.

«Он до последнего патрона отстреливался и помог нам, то есть дал возможность нам где-то спрятаться, уйти, отвлекал на себя внимание террористов. И благодаря ему мы остались живы», – говорит свечница Свято-Успенского кафедрального собора в Махачкале Татьяна Терехова.

Обе банды, это пятеро террористов, в итоге были ликвидированы, однако ценой жизней сотрудников полиции. Им приходилось действовать в сложнейших городских условиях, где вокруг много гражданских, которых они под обстрелом умудрялись уводить и прикрывать.

Героическое поведение не только в боестолкновении, но и в больницах, откуда многие рвались вернуться обратно.

«Он говорил: «Я не хочу здесь оставаться, мне надо пойти туда, там мои братья находятся, я должен им помочь, что мне здесь делать, у меня все в порядке, я не ранен, все нормально, отпустите меня». Просто минут 5-10 продолжался этот разговор. В итоге четыре-пять врачей еле уговорили его обследоваться», – говорит врач-невролог отделения нейрохирургии республиканской клинической больницы имени Вишневского Хазина Джамиева.

Большинство пострадавших – сотрудники правоохранительных органов, но есть и гражданские. Семьи погибших в результате теракта получат по миллиону рублей, пострадавшие – до 500 тысяч рублей в зависимости от степени ранения.

«Все эти нападения были совершены подло, из-за угла, исподтишка. И, конечно, когда после того, как намерения бандитов были вскрыты в ходе огневых контактов, сотрудники уже действовали избирательно. И, по большому счету, мы должны с вами понимать, что здесь заложено в любом человеке, принявшем присягу, сотруднике правоохранительных органов, военнослужащем. При подобных задачах главная цель у него – это сберечь, еще раз повторяю, находящееся гражданское население. Даже если для этого придется закрыть его своей грудью и свои телом. Что, собственно говоря, и произошло. Я считаю, что они вчера проявили себя так же мужественно и достойно, как проявляют себя наши бойцы в зоне СВО. Мы еще будем об этом говорить с руководителями силового блока. Я считаю, что все они достойны представления к госнаградам Российской Федерации и Республики Дагестан», – подчеркивает глава региона Сергей Меликов.

Теми, по чьей вине полицейские и гражданские отдали свои жизни, занимаются спецслужбы. Как и почему дети и племянник главы Сергокалинского района устроили чудовищный теракт, покажут допросы чиновника. От должности его уже отстранили и подозревают в пособничестве терроризму.

Односельчане не верят, что террористами оказались сергокалинцы, говорят: ребята выросли на их глазах.

Однако, чем бы ни руководствовались преступники, внести раскол в общество им так и не удалось.