Учитель — одна из самых востребованных общественных профессий всегда и везде. Начиная с поры становления человеческой расы, люди передавали от старшего к младшему, от ведающего к несведущему знания, навыки и моральные ценности, хотя это и происходило непроизвольно и без закрепленных за кем-либо официальных званий «учитель», «ученик». Постепенно, с появлением первых цивилизаций, роль способного и умного человека в обществе стала более заметной и вышла за привычные рамки: образовалась отдельная прослойка населения, занимавшаяся подготовкой и обучением квалифицированных кадров на различные государственные должности.
Образование — залог благополучия любого общества. Это фундамент, на котором возводится строение, и, как известно, именно от фундамента в первую очередь зависит его дальнейшее развитие. Наглядный пример — Япония. После второй мировой войны, после почти полного разрушения двух крупных городов Хиросимы и Нагасаки с теми страшными последствиями ядерного удара, одним из первых восстановленных к функционированию социальных сфер деятельности в этих местах было образование. Сохранились даже старые кадры, показывающие, как среди обломков разрушенного города на небольшой площадке, импровизированной под класс на открытом воздухе, протекает урок. А сегодняшний уровень жизни и цивилизации в этой стране говорят о том, что пока жива система образования, уровень государства и тем более инфраструктуру можно восстановить и даже многократно улучшить.
Очевидно, в жизни каждого человека однажды наступает момент, когда приходится выбирать, чему он посвятит свою жизнь и что при этом будет играть ключевую роль. Многие в этот час, видя преимущества и перспективу обеспеченной материально богатой жизни, вливаются в струю предпринимательской деятельности, бизнеса или другой подобной денежной сферы; некоторые тратят свой бесценный ресурс (время) на деятельность, которая приносит достаточный среднепрожиточный доход, но ни малейшего удовольствия; но есть и другая категория людей, которые видят приоритет в социальном благополучии в целом и осознанно отдают себя менее оплачиваемому, но более благородному, ответственному и полезному труду. Профессия учителя в этой категории занимает лидирующее место, так как ни одна другая область социальной структуры не будет эффективной без достойного образования, без настоящих педагогов. А чтобы эффект от работы педагога был на должном уровне, чтобы учитель был «настоящим», по-настоящему внушительным должен быть и его оклад. Мы привыкли слышать выражение «Учитель — призвание, а не… «, но, если дохода не хватает на разрешение обыкновенных человеческих потребностей и существенно ниже фиксированной зарплаты тех же «народных избранников», и даже не доходит в среднем до оклада простого рядового полицейского, конечно же результат будет далеко не благовидным. Всё же тот, кто выбрал этот путь, испытывая все тяготы и лишения, без которых, конечно, не обойтись и на других поприщах, может испытывать всегда умеренную гордость и благодарный взгляд со стороны честных учеников и их родителей. Будучи учителем, можно оказать правильное влияние на общество и решить его насущные проблемы, иначе говоря, «гасить в зародыше» проявления отклонений от общепринятой нормы. Ведь в конце концов учитель не только учит детей сложению и вычитанию или грамматике, но и передает духовные ценности, становясь образцом для подражания. Поэтому учитель должен заниматься постоянным саморазвитием не только в научном плане, но и в плане дисциплины и характера. Только тогда педагог становится полноценным деятелем, благодаря действиям, знаниям и качествам которого может быть взращено нормальное прогрессирующее поколение специалистов, да и просто социально-ответственных людей.
Хасбулат Гамзатов