С наступлением нового года среди мусульман вновь и вновь возникают вопросы относительно празднования Нового года и участия в новогодних праздниках. Среди исламских учёных нет разногласий в том, что исламских праздников всего два: Ураза-байрам (Ид уль-Фитр) и Курбан-байрам (Ид уль-Адха). Вопрос в том, какая должна быть позиция относительно неисламских праздников, в частности Нового года, со стороны мусульман, проживающих в светских странах, где общество смешанно и люди празднуют как светские, так и религиозные праздники, причём разных конфессий.
Данная тема слишком обширна, но в общем можно указать на некоторые тезисы, взятые из фетв исламских учёных. Шейх Мухаммад ибн Ахмад в книге «Правила фикха и основополагающие вопросы для мусульман, проживающих в неисламских странах» приводит: «Праздники немусульман делятся на два вида: религиозные и светские. Что касается светских праздников, такие как национальные или общественные праздники, например, день независимости, день единства, день матери или детей, дни рождения и другие, то нет ничего предосудительного для мусульманина поздравлять или участвовать в этом, учитывая, что он является гражданином, живущим в этой стране, при условии, что он будет остерегаться запретных вещей, которые присутствуют в этих празднованиях. Что же касается религиозных праздников, то более правильное и достоверное мнение – это то, что мусульмане не поздравляют, не отвечают на поздравление и не участвуют в этих праздниках. Однако, если при этом мусульманин на работе (или в иных местах) чувствует некоторую трудность и стеснение при воздержании от ответа, то разрешается ответить общими благими словами без упоминания праздника и поздравления».
Здесь нужно прояснить два вопроса: во-первых, Новый год – это светский или религиозный праздник и, во-вторых, можно ли праздновать неисламский праздник, даже если он светский. Что касается положения Нового года, то среди мусульманских учёных есть разные мнения, но более правильным является то, что Новый год является светским праздником. Те признаки язычества, которые когда-то присутствовали при праздновании Нового года сегодня уже не имеются, а если что-либо из них и встречается, то это не несёт никакого смыслового значения, а является лишь простой обыденностью. Таким образом, ничего из религиозных составляющих в праздновании Нового года не осталось. К тому же, религиозные праздники, как правило, празднуются именно представителями определённой религии или конфессии, в случае же с Новым годом – его сегодня празднуют почти все люди, независимо от религиозной или этнической принадлежности, что лишний раз подтверждает светский статус этого праздника.
Что же касается празднования мусульманами светских праздников, то и здесь среди учёных есть разные мнения. В вышеупомянутой книге шейх привёл мнение учёных относительно ответа на поздравления или каком-либо участии для мусульман в неисламских праздниках, а не дозволенность их празднования. Важно отличать участие от самого празднования – это не одно и то же. Вместе с этим необходимо соблюдать указанные важные составляющие: «при условии, что он будет остерегаться запретных вещей, которые присутствуют в этих празднованиях». То есть, участие в светских праздниках со стороны мусульман, а не само их празднование допускается, если их участие в данных праздниках будет проходить без запретных вещей. Поэтому, учитывая вопрос положений, связанный с проживанием мусульман в немусульманских обществах, это мнение является более предпочтительным.https://dagpravda.ru/obshestvo/otnoshe…-svetsk…
Мурад Загиров, главный специалист-эксперт отдела анализа профилактики идеологии экстремизма и терроризма Министерства по национальной политике и делам религий РД