За отчетный период 2015 год центр занятости населения проделал определенную работу по совершенствованию деятельности центра в реализации программы первоочередных мер по содействию занятости населения района, выполнению требований Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Ситуация на рынке труда
Так, за 2015 год в центр обратилось 458 граждан, незанятых трудовой деятельностью. Из них безработными признаны 252 человека.
По составу безработных: около 40% составляет молодежь до 30 лет, более 50% составляют женщины, около 70% имеют общее среднее образование.
Рынок труда за отчетный период в основном наполнился текучестью рабочей силы из сельскохозяйственных предприятий района, что составляет более 50% обратившихся в центр в поисках работы, около 3% выпускники школ и демобилизованные воины, около 1% высвобожденные и другие.
В своей работе центр занятости населения руководствовался административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости и «Программа содействия занятости населения на 2011 -2015 гг.»
Социальное партнерство на рынке труда
В течение отчетного периода специалисты центра систематически проверяли в учреждениях и организациях района своевременность выплаты заработной платы, состояние оплаты труда и правильность установления должностных окладов. Проверки показали, что введения не существующих должностей, завышения должностных окладов, установления надбавок, не предусмотренных законодательством, не установлено. Задолженность по заработной плате в бюджетных учреждениях и организациях района не имеются, а также не имеется задолженность и по сельско — хозяйственным предприятиям.
Специалистами центра проводилась усиленная работа и в части заключения и регистрации предприятиями, учреждениями и организациями района коллективных договоров. Центр своевременно направил руководителям предприятий, учреждений и организаций уведомительные письма, была дана публикация по данному вопросу в местную газету «Вести Агула». За отчетные периоды на 2014-2016 годы всего заключены и регистрированы в ЦЗН на три года 40 коллективных договоров и два соглашения.
Нормативно — правовое обеспечение политики занятости населения
Центр занятости населения в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации; Трудовым кодексом РФ;
Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации»;
Административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости.
Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Работа в центре занятости населения и Технологией организации работы Государственных учреждений центров занятости населения в муниципальных районах в автоматизированном режиме обслуживания ПК «КАТАРСИС».
Взаимодействие с работодателями
С целью оказания содействия в трудоустройстве граждан, обратившихся в центр, все работники центра закреплены за предприятиями, учреждениями и организациями района, которые, согласно заранее утвержденному плану — графику, посещают и поддерживают постоянную связь с работодателями и информирует их о состоянии рынка, выявляют свободные рабочие места, вакантные должности, результаты посещений специалисты фиксируют в карточках предприятий.
Мероприятия по содействию занятости населения
Одним из главных направлений работы центра являются повышение качества рабочей силы путем развития системы профподготовки безработных граждан. В связи с этим были выявлены специальности, которые пользуются наибольшим спросом на местном рынке труда. К ним относятся следующие специальности:
1. Оператор ЭВМ
2. Электрогазосварщик
3. Водитель
4. Младшая медицинская сестра
5. Кондитер
6. Швея
7. Крановщики и др.
За отчетный период направлены на профобучение 17 безработных граждан.
Большое внимание уделяется профориентационным услугам (консультациям) до получения статуса безработного и в период безработицы, поддержанию активной позиции клиента в поиске работы. Численность граждан получивших профориентационные услуги в отчетном периоде составила 496 человек, в том числе учащиеся выпускных классов 193, консультацию — 297 человека направлены на ознакомление граждан с требованиями рынка труда, возможностями профессионального обучения. Профориетационная работа велась в целях оказания помощи в выборе профессии, по основам трудового законодательствам и нормативным документам по вопросам занятости населения, по трудоустройству и вакансиям, потребности в кадрах и профессиональному обучению, особое внимание уделялось слабозащищенным категориям граждан -молодежи, женщинам, инвалидам. Им предлагалась доступные варианты выбора профессии, рода трудовой деятельности, вида, форм и мест профессионального обучения. Ведется индивидуальная профориентационная работа в форме профессиональной информации путем ознакомления безработных граждан и незанятого населения с требованиями рынка труда. В связи с тем, что проблема выбора профессии, профессионального самоопределения молодежи, поиск форм учебы и работы приобрели особую значимость, велась тесная связь с Управлением Образования и отделом молодежи при участковой администрации. Государственные услуги по психологическую поддержку получил 2 безработных гражданина. Оказаны услуги по социальной адаптации 33 безработным гражданам.
Учитывая, что одним из направлений повышения эффективности занятости и материальной поддержки безработных граждан и ищущих работу является организация общественных оплачиваемых работ, центр в начале января заключили с сельскохозяйственными предприятиями и сельскими администрациями района договора по организации и проведению этих работ в районе. Так, согласно заключенным договорам, с хозяйствами и сельскими поселениями района за отчетный период временно трудоустроено 140 безработных и ищущих работу граждан, и 44 безработным гражданам с поддержкой дохода за счет средств регионального бюджета.
Территориальная мобильность рабочей силы
За отчетный период в целях организации территориальной трудовой мобильности граждан проводилась работа по заключению прямых договоров с предприятиями, испытывающим потребность в рабочей силе. Так за пределы Республики были направлены за отчетный период 50 безработных граждан и ищущие работу в Московскую область г. Химки ООО «Вентпром» — 10 человек, в Самарскую область с. Кинель — Черкасы ООО Фирма «Вега» — 25 человек, ООО ЦИТ «Гранд» — 10 чел., в Пензенскую область г. Каменки ООО «Водстрой» — 5 человек.
Автоматизация службы занятости населения
Работа центра занятости населения организована строго в соответствии Административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости и Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
По состоянию на 01.01.2016 г. В центре занятости населения вес рабочие места автоматизированы па 100 процентов. Электронная почта работает исправно, оперативный обмен корреспонденцией проводим по электронной почте.
Статистическая отчетность формируется с помощью Программного комплекса «КАТАРСИС», с представлением для подтверждения копий баз данных.
В центре занятости функционирует локально-вычислительная сеть (ЛВС) с выделенным сервером. Терминал, установлен в коридоре ЦЗН для удобства безработным и незанятым гражданам в получении информации.
Отчет о финансово хозяйственной деятельности центра занятости формируется с помощью программы «1С — БУХГАЛТЕРИЯ» И «ПАРУС-ЗАРПЛАТА».
Во исполнение требований Федеральной службы по труду и занятости по ежедневному обновлению вакансий на информационном портале «Работа в России» ежедневно формируется файл, содержащий информацию о вакантных рабочих местах, и сформированный файл передается по электронной почте.
Информационная работа службы занятости населения
Одной из основных задач Государственного учреждения центра занятости населения является совершенствование системы информирования граждан и работодателей о вакансиях на рынке труда и предложений рабочей силы.
При этом широкое информирование граждан и работодателей о возможности трудоустройства и наличии для этого свободных рабочих мест, перспективах трудоустройства и обучения способствует развитию рынка труда. В целях оперативного реагирования на изменения конъюнктуры в сфере занятости, формирования системы информационной поддержки государственной политики занятости центром занятости проводилась определенная работа, в частности:
проведение мониторинга состояния рынка труда;
использование опыта других районов по вопросам содействия занятости.
С целью информирования получателей государственных услуг в фойе ЦЗН размещена следующая информация: реестр государственных услуг в области содействия занятости; график (режим) работы; перечень получателей государственной услуги; образцы заполнения анкет; процедура предоставления государственной услуги (в текстовом виде и в виде Блок-схемы) согласно приложениям к Административным регламентам Федеральной службы по труду и занятости.
В районе не имеются предприятия, учреждения и организация, где работники находятся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы или вынужденно работающие в режиме неполного рабочего времени.
В течение отчетного периода из предприятий и организаций не поступали сведения и не имеются случаи массового высвобождения работников.
Специалисты центра систематически проверяют своевременность проведения компенсационных выплат высвобожденным работникам. Случаев невыплаты не выявлено.
За IV квартал 2015год провели экспертизу условий труда в 5 предприятиях, учреждениях и организациях района. Обследовано более 83 рабочих мест. Выявлено 25 нарушений законодательства и нормативных документов по представлению льгот и компенсаций за работу во вредных условиях труда.
Выдано руководителям 5 предписаний, где отмечены нарушения законодательства и установлены сроки по их устранению.
Р. М. Курбанов, директор ГКУ РД ЦЗН в МО «Агульский район»