О безопасности движения на железнодорожных переездах

Северо-Кавказская железная дорога уделяет большое внимание вопросу обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах и на перегонах, работе по улучшению их эксплуатационного состояния и внедрению новых технических средств, направленных на снижение аварийности. Вместе с тем вопрос обеспечения безопасности дорожного движения вызывает обоснованную тревогу.
Несмотря на то, что по итогам 2024 г. на полигоне железной дороги наблюдается уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий (2024 г. 38 случаев, 2023 г. 49 случаев, 2022 г. 44 случая), количество травмированных граждан в 2024 году является максимальным за последние 3 года (2024 г. — 25 чел., 2023 г. — 23 чел., 2022 г. — 24 чел.).
Аналогичная ситуация складывается в границах Республики Дагестан. В 2024 г. допущено 6 столкновений против 13-ти в 2023 году. При этом, наблюдается значительный рост травматизма на железнодорожных переездах республики: пострадали (2024 г. 5 чел., 2023 г. 2 чел.), из них погибли (2024 г. 3 чел., 2023 г. 1 чел., 2022 г. 2 чел.). Все случаи произошли по вине водителей автотранспортных средств, которые грубо нарушив правила дорожного движения (далее — ПДД), выехали на переезд под запрещающие сигналы переездной светофорной сигнализации.
По состоянию на 10 января 2025 г. в Махачкалинском регионе уже допущено 2 случая ДТП, в результате пострадали 4 человека. В сравнении с аналогичным периодом 2024 г. количество ДТП по региону возросло в 2 раза (2025 г. — 2, 2024 г. — 1), количество пострадавших составило (4/0 чел.).
В 2025 году все случаи произошли по вине водителей автотранспортных средств, при этом, возраст водителей, совершивших ДТП на железнодорожных переездах, составляет 24 года и 22 года соответственно.
Также вызывает тревогу продолжающиеся случаи столкновения подвижного состава с сельскохозяйственными животными. В 2024 г. в Республике Дагестан произошло 71 столкновение, при том, что по всей Северо-Кавказской железной дороге произошло 92 случая столкновений.
Для снижения количества наездов на крупный рогатый скот (далее — КРС) выполнено следующее:
— произведено рытьё траншеи — всего 31 км;
— направлено письменных обращений главам городских, районных администраций и муниципальных образований — 66;
— проведены беседы с владельцами и пастухами КРС с вручением справок предупреждений — 180;
— привлечены к административной ответственности — 19 человек.

Для предотвращения наезда поезда на домашний скот локомотивными бригадами применяется экстренное торможение, в результате которого все детали и механизмы поезда работают в предельном режиме, в разы увеличивается износ рельсов, колесных пар, автосцепного и тормозного оборудования (отрываются краны тормозной и питательной магистрали, разъединяются тормозные рукава, выдавливаются манжеты и т.д.). Особую тревогу вызывает применение экстренного торможения пассажирских поездов, при котором возникают риски угрозы жизни и получения травм у локомотивных бригад и пассажиров.
Железной дорогой на постоянной основе проводится работа по профилактике нарушений ПДД при проезде через железнодорожные переезды с привлечением представителей ГИБДД, транспортной прокуратуры, надзорных органов, местных администраций, автотранспортных предприятий и общественных организаций автомобилистов. Однако, принимаемые меры по повышению безопасности движения на железнодорожных переездах не позволяют достичь желаемого результата.
Считаем, что сложившуюся ситуацию возможно изменить только совместными усилиями.
С 13 января 2025 г. на Северо-Кавказской железной дороге объявлен месячник «Внимание, переезд!», в рамках которого предполагается привлечение представителей ГИБДД, транспортной прокуратуры, надзорных органов, местных администраций, автотранспортных предприятий и общественных организаций автомобилистов, дорожных хозяйств.