Лет двадцать с лишним назад в нашем распоряжении оказался архив старых документов семьи Джемиевых из с. Бедюк Агульского района РД. По времени это где-то в конце девяностых годов. История находки банальная. Хозяйка дома — взрослая женщина, наводя порядок дома, решила избавиться от ненужных, на ее взгляд полуистлевших бумаг, которые хранились у них в картонной коробке в каком-то закутке дома. И когда она шла выбрасывать их, на пути волею судьбы оказались мы. Пришлось бумаги «конфисковать». Архив представляет собой собрание различных бумаг, покрытых арабской вязью. Они различаются по тематике, форме, размеру и объему. Среди них имеются бытовые справки на небольших клочках бумаги, объемные записные книжки с различными сведениями и религиозными текстами, суфийские вирды, торговые акты, акты по разделу имущества, фрагменты религиозных книг, в том числе и фрагменты Корана. Из справок многие заверены печатями сельских судов и именными печатями овальной формы судебных работников — арифов. Хронологическая датировка документов охватывает в целом 19 век и начало 20-го века до декабря 30 года включительно. Часть документов выполнена на аджаме. Языки документов на аджаме — турецкий, иранский, агульский. Многие из документов, к сожалению, имеют фрагментарный вид.
Бумага фабричная, но разного качества, преимущественно белого цвета. Чернила — тушь черного цвета. На некоторых документах начала 20 века имеются резолюции местных чиновников, выполненные красным карандашом на русском языке. Также среди бумаг имеются финансовые документы 19 в. и начала 20 века. Они в основном представляют собой «Окладные листы» Дербентского отделения Российского казначейства по оплате поземельного налога или других видов налогов.
В целом, не считая текстов чисто религиозного характера, архив содержит более 50 документов. Часть из них, как уже отмечалось, это справки, выданные местными органами власти по различным житейским и бытовым вопросам, начиная от заключения брака до актов купли-продажи пашенных или сенокосных участков жителями указанного села, заявления к органам власти, обращения по различным вопросам, письма, обереги и т.д. Все эти «бумаги» у нас долго лежали без движения, хотя некоторые из них в свое время по нашей просьбе переводил на русский язык сотрудник Отдела восточных рукописей Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР, известный в республике арабист М.Г. Нурмагомедов.
На сегодняшний день среди более или менее изученных документов из архива большой интерес может представлять обращение некой женщины по имени Баху-бике к шамхалу, чтобы тот дал разрешение на развод. Думаем, что письмо может быть связано с членами семьи аварских ханов и казикумхских или тарковских шамхалов.
В научном плане интерес может также представлять Коран, переписанный в 1344 г.х. местным ученым Хажимурадом ал-Будакьи (из с. Бедюк); книга «Изгьар» (грамматика арабского языка), переписчиком которой является Т1агьир из того же села для своего брата Рамазана Адж(с)н, «у которого хороший ум и адаб». Грамматика переписана в 1269 г.х.; книга по грамматике арабского языка, переписанная Х1ажирамазаном, сыном муллы Хажиали Бадукьи. Раньше об этих людях ничего не было известно. Все эти лица относятся к одному и тому же тухуму (роду) Х1ажиг1алияр, который в свою очередь является ответвлением более крупной патронимической единицы «Бархияр» с. Бедюк, упомянутого выше Агульского района РД. Сведения из документов получены от сотрудника Отдела науки Муфтията РД, специалиста по арабским рукописям Инаабаева Сухаммада Мухаммадгазиевича, который осуществил предварительный обзор их.
Несомненный интерес также представляет, обнаруженные в архиве письма грузинского князя, генерал-майора (на тот момент полковника) русской императорской армии И.Д.Орбелиани джамаатам различных сел магала Кура по поводу какого-то х1укму (решения), которое он принял для исполнения, но которого общины сел почему-то не придерживаются. В своих письмах князь жителям этих сел напоминает о необходимости изменить свою позицию в этом вопросе. Всего писем пять на частично разорванном листе грубой бумаги. Год 1291 г.х. Известно, что князь Илико Зурабович Джамбакуриан-Орбелиани, на русский лад Илья Дмитриевич Орбелиани в 1841 году был назначен адъютантом к генерал-лейтенанту К. К. Фези. Посланный им в начале 1842 года с особым поручением в Самурский округ, Орбелиани был захвачен Шамилем в плен, в котором пробыл 7 месяцев. Но письма он мог написать до своего пленения. Что касается того, как они оказались в разбираемом нами архиве, то тут история следующая. Один из представителей дома, в котором обнаружены архивные документы, по имени Шафи, согласно имеющейся информации, в молодости учился в Самарканде. По возвращении домой в Дербенте выиграл конкурс на должность кадия с. Ахты, где и работал некоторое время. Он был бедным, вынужден был зимой ходит в одном бешмете, отчего заболел пневмонией и вскоре скончался. В родном селе, где он похоронен, его считают шейхом. Так вот, во время своего пребывания в с. Ахты он мог стать обладателем этих писем или переписать их из какого-то другого источника. Помимо уже названных документов в архиве имеются версия «Истории Абу-Муслима» объемом в 4, 5 листа. Еще одна версия «Истории Абу-Муслима», как известно, было обнаружено А.Р.Шихсаидовым в с. Рича того же Агульского района в 60-х гг. прошлого столетия. Имеется в этих бумагах и рассказ о смерти Хусейна, внука пророка Мухаммада (с.г1.в.), а также описание Стамбула, в котором приводится некоторые сведения о количестве домов в городе, иудейских синагог, христианских церквей, мечетей, бань, завиятов (общежитий суфиев) и т.д.
Интерес представляет описание экзорцизма, а также разъяснение о том, как сформировались параметры физического мира с точки зрения религии и т. д.
Особым пунктом здесь представляются документы на аджаме, для чтения и перевода которых необходимо еще найти специалиста. Вместе с указанными артефактами необходимо указать и на прорисовку текста с камня в стене заброшенного дома, в которой рассказывается о реконструкции оборонительной башни села, осуществленной четырьмя мастерами в 1090 году по хиджре по инициативе ученого, дважды пешком совершившего хадж в святые для мусульман места — Мекку и Медину, ХаджиМагомеда, сына Хаджи-Рамазана, сына Суфи-Абдуллаха. Документы из архива детально не изучены. Многое в них остается тайной. В настоящее время часть этих находок для обзора представлены в распоряжение историка, арабиста, собирателя рукописей Мирзоева Ширинбега Габибуллаховича из с. Ахты. Ждем хороших вестей и надеемся, что эти старинные бумаги раскроют нам много интересных страниц из жизни обитателей одного из высокогорных сел Дагестана.
Гаджи Алхасов