ТВОРЕЦ СВОЕЙ СУДЬБЫ

Есть люди, обладающие глубинными знаниями жизни и человеческой души, которые интуитивно распознают любое страдание и боль любого рода и восстанавливают мир одним своим присутствием. Именно к таким людям относило старшее поколение агульцев партийного лидера района 40-х годов прошлого столетия — Будайчи Мусаева.
Имена и биографии таких людей, отдавших все свои силы и талант служению Отечеству, не должны предаваться забвению из-за смены общественно-экономических устоев и политической системы. Более того, их дела и жизненный путь позволяют сохранить связь времен. Скупые строки из архивных партийных документов и воспоминания старожилов района, участников трудового фронта, которые мною не записывались и сохранились в памяти фрагментарно, не дают возможности составить цельный политический портрет этой, несомненно, яркой личности, чья судьба тесно переплелась с установлением и строительством новой советской власти в Агульском районе.
Мусаев Будайчи Мусаевич родился в марте 1911 года в бедной крестьянской семье, в небольшом высокогорном селении Хайхи Аштикулинского участка Казикумухского округа Дагестанской области (ныне — Кулинский район РД), где живут очень добрые, открытые и трудолюбивые люди. В Дагестане про них, впрочем, как и про всех лакцев, говорят: «люди с огромными, натруженными руками». Жизнь не баловала Будайчи, но она ярка и характерна для работников, поднявшихся из аулов. У него не было счастливого детства, а взрослая жизнь началась с тяжелого физического труда в 12 лет, после ранней смерти отца. В 1924 году, ощущая острую нужду, нанялся пастухом к зажиточному крестьянину из своего аула, от которого редко слышал слова благодарности, и часто его стороной обходили похвалы. Суровое детство дало ему силы коренным образом менять свою жизнь. В поисках лучшей доли, в 1927 голу Будайчи оказался в Азербайджанской ССР — в селении Барда, Бардинского района, становится учеником лудильщика. Здесь он овладевает русским, тюркским и лезгинским языками. Острая наблюдательность, пытливость ума и нетерпеливое желание постичь и объяснить окружающий мир возвращает его на родину, а в 1931 году поступает на медрабфак Краснодарского медицинского института. Окончив два курса, из-за недостатка средств и болезни, он возвращается в родное село, где работает колхозником, затем счетоводом колхоза им.Орджоникидзе. В начале 1936 года переезжает в Махачкалу, устраивается завхозом мастерской Народного комиссариата социального обеспечения ДАССР. Обучается на курсах финансовых работников Народного комиссариата финансов ДАССР, по окончании которых становится бухгалтером финансового отдела Агульского райисполкома. Изведав в молодости горечь, нужду и лишения, Будайчи Мусаев с пламенной страстью включается в комсомольскую работу, в борьбу за новую жизнь. Будучи комсомольцем, он энергично борется за коллективизацию сельского хозяйства.
В 1936 году Мусаев, как один из лучших активистов Агульского района, честный преданный своему делу, выдвигается на советскую работу — заведующим финансовым отделом Агульского райисполкома депутатов трудящихся. Ему удалось добиться своевременного и полного поступления всех доходов, предусмотренных в сметах района, экономного и целевого расходования средств бюджетов сельсоветов и райисполкома.
В 1937 году Будайчи Мусаев вступает в ряды Коммунистической партии. В марте 1940 года был выдвинут на партийную работу в Агульский райком ВКП(б). Он был безупречным большевиком, прошедшим жизненный путь от неграмотного пастуха, до культурного политически развитого партийного руководителя. Работал заведующим отделом кадров, а затем секретарем Агульского райкома партии по кадрам, где он проявил себя чутким товарищем, отличался принципиальностью, целеустремленностью,чувством нового, был требовательным к себе, непримиримым к недостаткам.
28 ноября 1942 года на районной партийной конференции Будайчи Мусаевич был единодушно избран первым секретарем Агульского РКП(б). Годы его руководства районом были крайне тяжелыми как для Агула, так и для всей страны. Великая Отечественная война против немецких варваров заставила его еще больше напрячь силы.
С председателем райисполкома Гаджимусой Магомедовым, находил полное взаимопонимание, особенно в вопросах оказания помощи фронту. Безукоризненно честный, смелый и жёсткий, в том числе и по отношению к самому себе, он делал всё возможное и невозможное для того, чтобы организовать здесь, в глубоком тылу, жизнь в соответствии с лозунгом «Всё для фронта! Всё для Победы!». Он горел на работе, был неутомим. За короткий промежуток времени работы руководителем района ему удалось мобилизовать весь партийный, советский и хозяйственный актив на обеспечение в колхозах строжайшего контроля и выполнение планов, и обязательств по обеспечению государственных поставок сельскохозяйственной продукции. Во всех селах района были созданы комсомольско-молодежные звенья, бригады, активно включившиеся во Всесоюзное социалистическое соревнование тружеников полей, дневные нормы выполняли на 400- 430 процентов. Война по-настоящему раскрыла людей и показала их мужество, благородство и доброту. Оглядываясь из сегодняшней жизни в то не очень далекое прошлое, невольно задаешь вопрос: «Откуда, из каких волшебных источников люди черпали силы жить, работать и приближать победу?» Полуголодные, полуодетые они находили в себе дух посылать на фронт теплую одежду, продукты питания, отдавали последние гроши на строительство танков, самолетов. Заботились о детях.
В этих неимоверно тяжелых условиях, весомым был добровольный вклад жителей района в Фонд обороны страны. В телеграмме первого секретаря обкома ВКП(б) Азиза Алиева Сталину 1 февраля 1943 года, говорилось: «Колхозники и колхозницы, пенсионеры и школьники дополнительно собрали и внесли на строительство боевых самолетов еще 26 млн. 640 тысяч рублей. Сбор на строительство авиаэскадрилий особенно успешно проходил в следующих районах: Агульском…».
Немало средств вложили жители района и в строительстве бронепоезда «Комсомолец Дагестана», танковой колонны имени Шамиля. На фронт отправлялись сотни посылок с подарками, среди которых было большое количество вязанных шерстяных носков, рукавиц, других теплых вещей, а также продуктов питания для воинов Красной Армии. В Фонд обороны была сдана почти вся домашняя утварь из цветного металла, особенно изделия из меди, которые шли на изготовление гильз и патронов. Большая часть производимой продукции в индивидуальном секторе жителей района в годы войны также шла на помощь фронту, как безвозмездно, так и за счет подписки на 20-летний Государственный военный заем.
В 1942 году, в связи с создавшимся критическим положением на юге и возможностью прорыва противника в Баку, в соответствии с директивой Государственного Комитета Обороны, бюро обкома партии и Совет народных комиссаров ДАССР приняли новое постановление «О проведении оборонительных работ в районах ДАССР». Для успешного выполнения программы, так же, как и на первом этапе строительства оборонительных сооружений, мобилизовалось местное население, привлекался гужевой транспорт, автомашины и трактора. Было предусмотрено формирование мобилизованного населения в отделения, взводы, роты, батальоны.
Командиры и комиссары батальонов, формируемых в районах, должны были быть секретари райкомов партии или представители райисполкомов. Батальон, сформированный из тружеников, в том числе 297 горянок-добровольцев из Агульского района, возглавил молодой секретарь Агульского райкома партии Будайчи Мусаев, который ранее сам упорно рвался на фронт, на передовую. Однако и здесь — на трудовом фронте он показал свои безупречные волевые и организаторские качества. Мобилизованным зачастую приходилось работать в крайне неблагоприятных условиях, на пределе человеческих сил и возможностей. Долго не прекращались дожди, затем снегопады, морозы, большинство строителей жили в шалашах, где тепло поддерживалось только кострами. Многие колхозники не имели обуви и теплой одежды, недоставало инструментов для работы в мерзлых грунтах, не было мыла, бань, элементарных человеческих условий. Несмотря на все тяготы и лишения на строительных рубежах, агульские колхозники проделали огромную работу. Там, где они трудились, всегда были слышны песни, шутки, смех. Да и результаты труда были всегда успешными, сказывался опыт, сноровка, выносливость многих из них, накопленные при строительстве в середине 30-х годов 44-х километровой автодороги в свой район через труднодоступное ущелье Магъу-дере. Они сразу подхватили патриотический почин о создании стахановских вахт и ночных работ, при этом показали образцы высокой производительности труда, вынув более 27 тысяч кубических метра грунта. Находясь на строительстве оборонительных сооружений, Будайчи Мусаевич проявил себя истинным патриотом и защитником Родины, за что был отмечен высокой государственной наградой — орденом Трудового Красного Знамени.
В представлении на его награждение, подписанном первым секретарем Дагестанского обкома ВКП(б) Азизом Алиевым отмечалось, что: «Мусаев Будайчи Мусаевич, будучи командиром Агульского строительного батальона, сумел организовать работу таким образом, что его батальон систематически перевыполнял нормы выработки, окончив досрочно свое задание, оказывал помощь строительным подразделениям других районов. Постоянно держал переходящее Красное знамя уполномоченного Комитета Обороны, с начала строительства вплоть до окончания работ. Дисциплинированность и организованность в батальоне служили примером для других батальонов данного рубежа». Мусаев пользовался огромной любовью и авторитетом среди коммунистов парторганизации и трудящихся Агульского района. Он сам сотворил свою судьбу — сложную, интересную и притягательную для добросердечных людей. Энергетика его ума, личный моральный кодекс, как магнит, притягивали к нему самых разных людей, обогащая свой внутренний мир и душу. К сожалению, до обидного рано и неожиданно Будайчи Мусаевич ушел из жизни в расцвете сил, энергии, полный надежд, задумок и планов на будущее. Напряжённая, полная усилий духовных и физических работа не могла не отразиться на его здоровье. Семья, друзья и коллеги надеялись до последнего часа, что произойдет чудо, и он пойдет на поправку. Врачи сделали все, что могли ради его спасения. Но, увы, 17 июля 1943 года стало для его двух дочерей, супруге, всех коллег, родных и близких черным днем. Так сомкнулись его годы рождения и кончины: 1911 — 1943гг.
Все прожитое разом вместилось в промежутке малом — в дефисе между цифрами. В этой яркой дуге, словно в сжатом атоме, вся земная жизнь Будайчи: тут радости, горести, взлеты, падения и свершения. Ранняя смерть этого замечательного человека была воспринята агульцами как большая утрата… В истории Агульского района память о Будайчи Мусаевиче Мусаеве прочно сохранила за собой особое почетное место.
Алай Насруллаев, член Союза писателей России