Интервью с «земским учителем»

В последние годы в стране частым явлением стала реализация всевозможных госпрограмм, направленных на улучшение жизни населения, на качество образования и медицины, в частности, на селе: это и «Комфортная городская среда», и «100 школ», и «Земский доктор», получившая широкое распространение и привлекшая за собой появление другой программы с новыми возможностями для специалистов в области образования – «Земский учитель».

Проект «Земский учитель» был предложен президентом РФ В.В.Путиным 20 февраля 2019 года во время проведения ежегодного послания Федеральному Собранию и заработал, как и было запланировано, в начале 2020 года. Специалистам с педагогическим образованием и опытом предлагаются вакансии в школах малых городов и сёл с условием обязательного переезда, проживания и непрерывной работы в этих учреждениях на протяжении не менее 5 лет.

Как уже говорилось ранее, в рамках реализации этой программы в этом году МО «Агульский район» получило из федерального бюджета средства на обеспечение трудоустройством пятерых «земских учителей». Однако в район прибыл только один специалист: педагогический коллектив села Чираг пополнил историк и обществовед из Избербаша – Сулейманова Раисат Абдулабековна. Мы съездили в Чираг специально для того, чтобы взять интервью у единственного на данный момент «земского учителя» в нашем районе.

– Добрый день, Раисат Абдулабековна. Хотелось бы начать нашу беседу с добрых пожеланий вам в этом ответственном и благородном деле: удачи, терпения и сил и, чтобы Чирагская СОШ в лице её учащихся отплатила вам за ваши труды и старания достойным результатом.

– Спасибо большое!

– Расскажите, пожалуйста, Раисат, нашим читателям немного о вас, о вашем жизненном укладе, предшествующем участию в этом проекте.

– Родилась я и выросла в городе Избербаше, окончила здесь среднюю школу и поступила на исторический факультет ДГУ (г.Махачкала). Окончив университет, я вернулась в родной город и работала по специальности в школе № 10 около десяти лет. Затем был довольно таки длительный перерыв в педагогической работе — где-то 15 лет. Этот период моей жизни прошёл, в основном, в городе Москве…

Семья у нас интернациональная: я — даргинка, а муж — аварец. У нас двое взрослых сыновей: младшему 21, в этом году он окончил институт (ДГИНХ, специализация – бизнес-информатик), старшему 26 лет – он специализируется на сварочных работах. До последних событий, связанных с коронавирусом, у меня в аренде было помещение, оборудованное под ателье, где я сама и работала, принимала заказы, обучала учениц. Но в связи с карантинными мерами, работа у нас застыла, и чтобы не платить за аренду бездоходного помещения, я решила забрать швейные машинки домой, где эти последние месяцы они иногда и применялись.

– Как вы стали участником этого проекта, «миллионником», как говорят в народе?

– Как я и говорила, в последнее время у меня не было таких забот по работе: я сидела дома, вела домашнее хозяйство, изредка, по чьей-либо просьбе, что-то сшивала, проводила много времени за компьютером, с которым, кстати говоря, я очень хорошо дружу, пока в один из дней не увидела в интернете информацию о том, что закончился набор специалистов в «земские учителя». Тут же я отыскала в сети необходимые контакты из министерства образования, из ДИРО. Связалась я с Сакинат Магомедовной (ДИРО) и с сожалением сказала ей, что только узнала о программе «Земский учитель», а также о своём желании принять в ней участие, если это в связи с установленными сроками вообще возможно. Она с теплом восприняла меня по телефону и сообщила, что набор завершится только через неделю, за которую я должна собрать необходимые документы и приехать в ДИРО. За пару дней я собрала весь список документов, отправилась в ДИРО и по соответствию требованиям проекта к участникам меня включили в программу. Мы прошли трехдневную подготовку при институте повышения квалификации учителей, где нас посещала и министр образования РД Уммупазиль Омарова, которая спрашивала о наших нуждах, отвечала на интересующие вопросы и взяла на себя курирование каждого участника программы, что она действительно и делает.

По завершении курса подготовки мы сдавали контрольное тестирование по предмету и по педагогике. По результатам я набрала высший балл и вот так, неожиданно для себя, вернулась в эту профессию.

– А что стало определяющим фактором при выборе школы и села, где вам предстоит работать?

– Это было моё личное решение, с самого начала я хотела уехать в какое-нибудь тихое отдалённое село и, конечно, узнав, что есть вакансия в далёком высокогорном агульском селе с очень интересным названием Чираг, где проживают даргинцы, я на нём и остановилась.

– Как отнеслись домочадцы к вашему решению?

– У нас демократичная семья: в принятии каких-то решений мы всегда советуемся и принимаем верный вариант действий по обоюдному согласию. Когда мой муж узнал о возможных вариантах (Чираг — Агульский район; и два села из Цунтинского и Цумадинского районов), он, исходя из того, что село с даргинцами мне будет ближе по менталитету и языку, сразу сказал: «Едь к своим…»

А сыновья у меня уже взрослые и самостоятельные и относятся положительно ко всем нашим адекватным решениям.

– Какое впечатление на вас произвело село Чираг, когда вы в первый раз его увидели вживую?

– Знаете, это был, как оказалось, самый холодный день лета; мы с мужем ехали по навигатору и часто останавливались, изумлённые живописными пейзажами, чтобы на их фоне запечатлеться на фотографиях. Крайне неожиданным зрелищем были заснеженные горы, которые мы увидели по дороге из Рича в Чираг, и это при том, что середина лета!..

Честно говоря, я была немного ошеломлена увиденным, но тёплый прием директора «Чирагской СОШ» Гамзатова Рамазана Магомедовича снял все вопросы и сомнения по поводу долгосрочного пребывания здесь.

– Скажите, Раисат, как вас принял коллектив школы и, вообще, жители села? Как складываются отношения с соседями?

– На самом деле, я благодарна и коллективу школы за дружеский прием: я не чувствую себя тут лишней или чужой; и соседям, проявляющим ко мне доброе отношение – я стараюсь ответить тем же. Люди здесь, на мой взгляд, хорошие, дети в школе дисциплинированные, вежливые, старательные, что говорит о нормальной воспитательной работе с ними как дома, так и в школе. На данный момент я всем довольна: мне выделили дом, помогли с созданием минимальных условий, провели от соседского дома интернет. В школе меня обеспечили хорошей нагрузкой, плюс к этому дали кружок «Уроки шитья». Я имею дополнительное образование – модельер-конструктор, и могу индивидуально и профессионально обучать желающих, что я и делаю понемногу, насколько это возможно, на этих внеурочных занятиях.

– Чирагским школьницам очень повезло с вами! Может быть, вы уже задумывались над тем, чтобы вести здесь своё небольшое хозяйство?

– Да… Уже весной надо этим заняться, но, так, по минимуму: обзавестись молочной козой, как мне посоветовал один из коллег, посадить картошку, вести огород …

Кстати, хотелось бы отметить ещё раз доброту и щедрость соседей: они меня по большей части обеспечивают и сыром, и молоком, и картошкой. Я тоже как-то пытаюсь помощью своей отблагодарить, но всё же, огромная им благодарность!

(И в самом деле, когда мы прибыли с нашей целью в Чираг, к дому, где проживает Раисат, так как мы немного опоздали и не застали её в школе, она уже собиралась спуститься к соседке в огород, помочь выкапывать картошку).

– И к завершению нашей беседы, что бы вы, как первопроходец в нашем районе, пожелали или посоветовали тем людям, которые, имея возможность стать «Земским учителем», боятся каких-то несущественных обстоятельств, перемен и т.д.?

– Главное – уметь подстраиваться под менталитет жителей той местности, в которой вам придется жить или работать, быть благодарным за внимание и доброту и на пути к стабильности и улучшению жизни принимать правильные, взвешенные решения, не боясь перемен.

– Спасибо, Раисат Абдулабековна, и, ещё раз, удачи вам и лёгкой работы!

Беседовал Хасбулат Гамзатов