Интернет-СМИ

В настоящее время необходимо учитывать, существующие наряду с традиционными СМИ, Интернет-СМИ. Именно они в большей степени сегодня систематически и регулярно распространяют информацию посредством сетевых мультимедийных технологий. Поскольку Всемирная сеть Интернет является мощным средством доставки информации до потребителя, то ведущая роль в получении каким-либо событием международного резонанса принадлежит Интернет-СМИ. И именно они делают за короткий промежуток времени информацию достоянием мировой общественности, оперативно предоставляя «свежие» сводки новостей с места происшествия.

В настоящее время между средствами массовой информации и психологами существует определенное негласное противостояние. Представители средств массовой информации в погоне за рейтингом используют неоправданные повторные демонстрации съемок террористических актов и их последствий, часто не задумываясь о том психологическом настроении, который разовьется в результате этого у населения.

По данным А.Лившица, таким образом, средства массовой информации ввергают 70% населения в состояние, характерное для посттравматического стресса. У психологов же противоположная задача – поддержание стабильного положительного психологического состояния населения. Таким образом, мы сталкиваемся с конфликтом между средствами массовой информации, желающими повысить свой рейтинг за счет красочных и эмоциональных сюжетов; обывателями, которым, с одной стороны, важно происходящее в мире, с другой стороны – есть потребность в переживании сильных эмоций, и психологами, с одной стороны, заинтересованными в наличии клиентов, с другой стороны – не всегда имеющими квалификацию для работы с таким контингентом.

Итак, мы можем констатировать, необходимость оказания влияния на средства массовой информации с целью не только корректного освещения и без того эмоционально-тяжелых событий, но и оздоровления нации в целом. Особенно это важно в отношении детей.

Терроризм как психологическое явление транслирует, с одной стороны, некоторую раскрепощенность в виде свободы от различных запретов, в том числе запрета на суицид для террористов-смертников, с другой стороны – жесткие ценностные установки, ригидность мышления, непринятие иного мнения и готовность идти до конца, отстаивая свою правоту.

Сегодня, к большому сожалению, есть категория стран, которые достаточно давно живут в условиях террористической угрозы. Из их опыта известны социально-психологические стадии отношения общества к терроризму.

Сначала, когда террористический акт случается впервые в стране, у обывателей возникают испуг, возмущение бесчеловечностью террористов и результатами их деяний. Особенно когда речь идет не об индивидуальном терроре, а о безадресном, массовом.

Затем теракты становятся регулярными, систематическими и у людей вырабатывается привычка к получению информации на данную тему. Так у населения развивается апатия как механизм психологической защиты.

При переходе к третьей стадии, когда частота террористических актов и масштабы увеличиваются, возможны два варианта.

Первый – возникновение немотивированного раздражения от происходящего, желание вернуться к тоталитаризму, при котором власти «такого не допускали». Второй – включение на более высоком уровне мобилизующих механизмов гражданского общества и государства.

По мнению А. Лившица, показ насилия приучает миллионы людей мириться с ним и, особенно, у молодежи способствует развитию жестокого отношения по отношению к окружающим, безразличие к страданиям ближнего. И это подтверждают результаты проведенных исследований (Бандура А., Донерстайн Э., Берковитц Л., Дроздов А.Ю.). Полученные данные позволяют утверждать наличие взаимосвязи между склонностью к просмотру телевизионных сцен насилия и дальнейшим агрессивным поведением по отношению к сверстникам. По мнению Майерса Д., наблюдение насилия по телевидению ведет к усилению агрессивности; повышает порог чувствительности зрителей к насилию; формирует их взгляды на социальную реальность. Дети особенно более подвержены негативному воздействию средств массовой информации, поскольку они, в отличие от взрослых, принимают негативное поведение за образец.

Таким образом, к сожалению, следует признать, что средства массовой информации, в том виде, в котором они существуют сегодня, вряд ли можно назвать образовательным и воспитательным сподвижником государства в одной из основных его функций – передаче всего самого ценного, что накоплено веками в российском обществе. Среди утраченных ценностей можно назвать и потерю терпимого отношения к людям, и функцию социализации личности, а значит, эффективная интеграция в общество новых членов, с толерантными взглядами в отношении других становится маловероятной.

Забота о благополучии и стабильности общества предопределяют внимание общественности к значимости формирования у подрастающего поколения толерантного сознания, духа патриотизма, привития традиционных для России ценностей. Осознание проблемы и усилия по внедрению возможных и реальных на сегодняшний день форм и технологий по воспитанию ответственных граждан пока, к сожалению, не приводят к ожидаемым результатам, поскольку количество контрфакторов слишком велико. Причем, рассматривая тенденции негативных общественных проявлений, можно «прогнозировать лишь дальнейший рост, причем рост агрессивной, организованной и жестокой преступности, включая и терроризм».

Огромные возможности, богатый потенциал, великая сила в плане интеграции общества и воспитания, достойных его граждан, имеются у средств массовой информации, и очень хочется надеяться, что они станут союзником государства в направлении выстраивания цивилизованной жизни, внесут свою лепту «в строительство благополучия людей в контексте их долгосрочных отношений друг с другом».

Таким образом, в Российской Федерации все больше приходят к пониманию необходимости проведения эффективной работы по связям с общественностью и средствами массовой информации при выработке и реализации антитеррористических мероприятий. Необходимость формирования полноценных общественных связей в ходе антитеррористической деятельности признают в настоящее время во всех силовых структурах России. Так, в Министерстве обороны Российской Федерации считают, что «связи с общественностью – это институт достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности. …Без постоянной связи с авторитетными общественными структурами, без эффективной коммуникации с ними государственная политика в области обороны не может ни вырабатываться, ни эффективно реализовываться».