Гигиена, это не просто ежедневные гигиенические процедуры, а наука, которая изучает, как внешняя среда влияет на организм человека. С ее помощью мы можем рассматривать различные аспекты этого влияния, в том числе и социальный сторону.
В современном обществе информация становится определяющим ресурсом общественного и экономического развития. Интернет, телевизор, компьютер, радио, реклама на улице и в транспорте — все это насыщает наше сознание большими объемами информации, которую ежедневно перерабатывает наш мозг.
Информационная гигиена — это система правил и принципов, которые помогают эффективно обращаться с информацией и защищать себя от негативного влияния непроверенных или вредоносных данных. Это раздел медицинской науки, изучающий закономерности влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие человека, его работоспособность, продолжительность жизни, общественное здоровье социума.
Информационная гигиена подразумевает умение человека правильно собирать и обрабатывать информацию, отличать правдивую информацию от ложной, а также защищать свою личную информацию.
Мы вынуждены «фильтровать» информацию чтобы не погрязнуть в «информационном мусоре», и заботимся о здоровье, стараясь оградить свой мозг от большого количества ненужной информации.
Иногда входящая информация начинает превышать воспринимающие способности нашего мозга. Не всегда человеку хватает силы воли, чтобы отказаться от сбора гигабайтов сведений, поступающих отовсюду. Много информации, которая доходит до человека по разным каналам восприятия, бывает бесполезной или даже вредной. «Поглощая» такое количество информации человек ежедневно подвергает себя определенным рискам:
теряется способность мыслить (перегруженный мозг лишается возможности сравнивать, анализировать, делать выводы, думать строго и логично);
возникают психологические и эмоциональные проблемы, включая депрессию;
развиваются негативные установки, способствующие формированию стереотипов и предубеждений;
создается опасность распространения ложной информации о тех или иных «продуктах», например, лекарствах или методах лечения, что может привести к серьезным последствиям для здоровья людей;
растет вероятность стать жертвами интернет — мошенников;
теряется огромное количество времени на просмотр бесполезной информации, что может привести к появлению чувства потери реальности.
Цель информационной гигиены — предупредить отрицательное влияние информации на человека, а также предотвратить заболевания населения, связанных с информацией.
Для каждого человека становится актуальным вопрос о соблюдении правил и принципах информационной гигиены:
Ограничение времени, проводимое в интернете, особенно в социальных сетях. Это помогает избежать информационного перегруза и сохранить эмоциональное равновесие. С этой целью попробуйте установить время, которое вы будете тратить на пользование интернетом или на посещение определенных сайтов или приложений.
Контроль входящей информации. Игнорируйте различные уведомления, сообщения и ненужные рассылки.
Проверяйте истинные источники данных, уделяйте внимание деталям и анализируйте их достоверность.
Будьте внимательны к своим личным данным. Обращайте внимание на то, кому вы предоставляете их, и как эти данные могут в дальнейшем использоваться.
Многие часами сидят в сети перебирая тонны ненужной информации в виде статей, постов, рилсов (коротких видео) и т.д. Это информационное перенасыщение не способствует психологическому здоровью.
Новости часто бывают ложными (фейковыми) и вызывают стресс и думскроллинг. Думскроллинг (от англ. doom – «злой рок», «гибель» и scroll – «прокручивать», «листать») — это феномен траты чрезмерного количества экранного времени, посвященного поглощению негативных новостей. Меньше новостей, больше книг. Книги снижают уровень стресса, заставляют нас мыслить.
Если вы все-таки читаете новости:
Читайте проверенные источники. Лучше официальные новостные сводки, без комментариев экспертов.
Используйте тематические подборки, а не отдельные заметки по разным темам (ленты в соцсетях). Бесструктурность повышает утомляемость и стресс.
Читайте новости раз в неделю (действительно важное не пропустите).
Выделите время, чтобы просматривать соцсети один/два раза в день. Если это занимает больше 30 минут — сокращайте количество каналов и подписок.
Пользуйтесь блокировщиками рекламы и режимом чтения в браузере.
Отпишитесь или уберите в архив все информационные каналы, группы, рассылки, сообщества в соцсетях, которые в последнее время вы постоянно пролистываете или оставляете непрочитанным.
Отношение каждого человека к информации не должно быть просто потребительским. Наше сознание обязано постоянно работать, делать выбор, анализировать и делать соответствующий ответ на полученную информацию. Будьте бдительны. Учитывайте возможные угрозы и проблемы безопасности.
Соблюдайте информационную гигиену и будьте здоровы!