В рубрике «Мосты Агула» мы будем говорить о великих сооружениях наших предков — арочных мостах, которые были построены в далекие времена. И в каждой статье будет освещаться одно сооружение. Мы постараемся раскрыть все величие, красоту этих сооружений и как памятников архитектуры.
Вообще идея написать статьи про великие мосты Агула назрела давно. Хотел начать с больших мостов с наибольшим количеством арок, и у меня первым в очереди стоял мост в с. Тпиг, связывающий исторический центр села с верхней частью. Хотя у этого сооружения на одну арку меньше, это ни как не умаляет величие этого моста. Об этом мы поговорим в следующий раз.
Сегодня мы расскажем о единственном четырехарочном мосте в Агульском районе, который расположен на территории с. Хутхул. До недавнего времени, проживая на исторической родине агулов, я и не подозревал, что в нашем районе имеется мост, состоящий из четырех арок. Он располагается так близко от моего родного села Тпиг, что мог даже видеть его каждый раз, отправляясь даже в Дулдуг. Об этом сооружении я узнал из социальных сетей, через инстаграм, где выставлена пара фото. Разузнать, где находится эта красота, я стал расспрашивать об этом людей. И к моему удивлению он находился рядом. Через несколько дней после этого я сам воочию увидел этот мост вблизи.
Вообще, уникальность помимо четырех арок, этому мосту придает и то, что он построен вдали от населенного пункта. А раньше, как мы знаем, что-то строить было очень трудно. И стройка того или иного объекта тщательно планировалась.
Как правило, мосты связывали одну часть с другой частью села между собой, но этот мост с четырьмя арками ведет не в села, хотя на сегодняшний день на другой стороне реки стоит один дом.
Все дело в том, что основным занятием проживания наших предков было животноводство. И этот мост предназначался для перегона скота на северные склоны и там же находились сенокосы и поля. Для доставки кормов пересекать реку было бы нелегкой задачей, а после обильных дождей невыполнимой. Само название моста «ГIулин мугI» (летний мост, здесь лето — гIул означает не время года, а сезон сельхозработ) говорит само за себя. Этот мост имеет две одинаково большие арки, через которые протекает река Чираг-чай, а две другие сделаны для ровного перехода по мосту на другую сторону. Ширина моста составляет около трех с половиной метров с учетом защитных ограждений. В ширину моста две машины не уместятся. И поэтому какая машина окажется ближе, ей уступает дорогу другая машина. Длина составляет более 50 метров. Фундамент моста на высоком уровне. Видны следы и недавнего усиления его фундамента. По той информации, которую я обнаружил на камнях, вложенных в стену моста, написанных как на русском, так и на арабском языках, можно предположить, когда он строился, реконструировался и кто мастера этого великого дела.
Такая практика по надписям на камнях у нас имелась повсеместно, когда строилось любое каменное сооружение. Всего я обнаружил три камня с надписями. На одном написано: «Ст. 1958 Уста — Багьаудин», а на другом — 10 май 1958 г. мастер А. Багавдин, Г.Р.Мазай», а на третьем — арабской вязью разобрался только в дате — 1335 г. Исходя из этого можно сделать вывод, что мост был построен более 100 лет назад, а реконструировали в годы советской власти около 60 лет назад. В именах мастеров, участвовавших в реконструкции моста, хоть мы разобрались и озвучили, это не умаляет заслуги тех первых мастеров, заложивших первый фундамент данного сооружения. В силу того, что я не обладаю знаниями перевода с арабского языка, особенно с такой каллиграфией, запечатленной на третьем камне, опубликуем фото этой клинописи и в газете и в соцсетях. И пусть люди, разбирающиеся в этом и имеющие желание, напишут хотя бы в комментариях смысл этих надписей. Заранее будем благодарны.