В мае 1869 года в Южном Дагестане в лезгинском ауле Ашага-Стал у крестьянки, брошенной супругом, родился мальчик. Женщина после долгих уговоров родственников вынуждена была отказаться от малыша.
С первых дней жизни мальчику пришлось познать горький вкус борьбы за выживание, за своё место под солнцем.
«Не дав мне даже попробовать материнского молока, они подкинули меня к отцовским воротам. Так началась моя жизнь. Соседка, у которой на тот момент родился мёртвый ребёнок, из жалости кормила меня грудью. До 7 лет я оставался у неё, потом отец взял меня в саклю. Он обрадовался случаю взвалить часть своих забот на меня, а сакля его была полна новых его детей», — вспоминал уже на склоне лет величайший поэт, мыслитель Страны гор начала XX века Сулейман Стальский.
Детство Сулеймана Гасанбекова (подлинная фамилия поэта) было тяжелым даже для того периода. Он при живых родителях рос круглым сиротой. Отец поэта Гасанбек был из крестьянской семьи.
Через несколько лет скончался отец, а мачеха, не питавшая тёплых чувств к пасынку, не захотела заботиться о нём. И в 13 лет Сулейману пришлось самостоятельно искать себе пропитание. Дальние родственники, отправляясь на отхожие промыслы, взяли мальчика с собой. После 4 лет работы в Дербенте, а затем в Азербайджане он уже понимал вкус самостоятельной жизни и первых серьезных шагов своего становления.
«Это унизительно, друзья, молодому человеку просить подъёмные работы. Я вместе с односельчанами отправился в Гянджу, где два года подряд проработал на мареновых плантациях. Работал на заводе «Волна», принадлежащем английским предпринимателям. Ничего не заработал, более того, остался ещё должен хозяйской харчевне. Бедные люди везде и всюду одинаково несчастны», — вспоминал Стальский.
Позже он стал отходником – работал на нефтепромыслах, на строительстве железной дороги и моста через реку Сыр–Дарья, чернорабочим в депо, побывал в гг. Дербенте, Баку, Гяндже, Кировабаде, Самарканде.
Выступая на Первом Северо-Кавказском съезде Советов в 1935 году С. Стальский об этом периоде своей жизни очень образно сказал: «…Я работал круглые сутки, как вол, и ни разу не осмелился даже поужинать досыта, ибо тревога о завтрашнем дне давила мне сердце как черный камень и не давала жить сегодняшним».
«Не дав мне даже попробовать материнского молока, они подкинули меня к отцовским воротам. Так началась моя жизнь. Соседка, у которой на тот момент родился мёртвый ребёнок, из жалости кормила меня грудью»
После долгих странствий и скитаний тридцатилетний С. Стальский вернулся в Дагестан. Женился, стал обзаводиться хозяйством.
Суровые испытания судьбы не сломили дух Сулеймана. Он отличался открытостью, отзывчивостью, состраданием и никогда не терял стойкости духа. После 15 лет скитаний по промыслам и городам он решил вернуться в аул, к могилам своих предков.
В родовое село Ашага-Стал Сулейман вернулся таким же бедным человеком, каким и ушёл оттуда. Но это был уже не прежний селянин с патриархальными представлениями. Он прекрасно знал персидский язык, знал тюркский и лезгинский языки, к концу жизни понимал и великий русский язык. Годы скитаний широко раздвинули рамки его житейского и политического кругозора, выработали в нём новое осознанное восприятие жизни.
Сулейман Стальский не умел ни читать, ни писать. Он лишь на 64-м году жизни научился выводить своё имя. Вместе с тем никто не мог назвать его безграмотным. Стальский мог запомнить и дословно пересказать объёмные произведения.
Мысли молодого Сулеймана были полны надежды, что крестьянин, человек труда будет жить в достатке.
Всё изменилось в одночасье, когда в селение, где жил юноша, пришел лезгинский ашуг, или, как говорили в народе, бродячий певец. Когда Сулейман впервые услышал, как поэт читает и поет стихи, его это поразило. С того времени молодой человек стал смотреть на окружающую его жизнь совершенно другим взглядом. Юноша решил для себя, что непременно пойдет по творческому пути.
Одним из первых известных сочинений молодого стихотворца стала песня «Соловей», но ее записали только спустя несколько лет. Его первые сочинения, которые он рассказывал друзьям и соседям, просто запоминали и устно передавали друг другу.
В дореволюционный период стихи Сулеймана были наполнены гневом против народных угнетателей. К тому же поэт был хорошо знаком с творчеством Етима Эмина. Социальные стихи Сулеймана о бедноте стали своего рода продолжением творчества известного песенника. В то же время у него в произведениях не было такого отчаяния, как у Эмина, а скорее показывалась ирония и непокорность сложившейся обстановке. Поэт с восторгом принял Февральскую революцию, но вскоре понял, что обманулся в своих надеждах: помимо сложной политической ситуации она ничего не принесла.
В 1909 году поэт изъявил желание принять участие в литературном соревновании, выступив против известных ашугов, достойно показал себя в нем. Там же публика «приклеила» ему псевдоним, так как истинного имени поэта они не знали. И Сулейман Гасанбеков стал Ашага-Стальским. Со временем псевдоним претерпел изменения и закрепился как Сулейман Стальский.
Стихотворение «Свобода», датируемое 1919 годом, является знаменательным в его творчестве. Он был первым из старшего поколения поэтов Дагестана, искренне и горячо воспевших в своих стихах–песнях Октябрьскую революцию, став активным агитатором новой жизни в горах, певцом советской действительности, ее героики и буден.
Много лет пройдет, прежде чем у Стальского появится свой собственный лингвист. Им станет Гаджибек Гаджибеков. Именно этот человек соберет воедино все сочинения поэта и запишет их на бумагу. К этому же периоду исследователи творчества поэта относят популярные сочинения «Старшине», «Судьи», «Муллы». Наталья Капиева в одной из своих книг «Жизнь, прожитая набело» писала: «Гаджибек Гаджибеков, известный лингвист, записывал за Сулейманом под диктовку. Иногда записи продолжались по несколько часов, а то и днями. Стальский не забывал ни одну из написанных им строк».
Все религиозные размышления поэта оставались в личных архивах. Идеология времени держала в тени произведения духовного содержания, но люди, с трепетом относившиеся к своему поэту, сохранили их, зная, что это целый пласт творчества выдающегося современника. Они передавали из уст в уста его стихи.
В советское время Стальский стал подлинным поэтом для народа. Многочисленные издания хотели печатать именно стихи, написанные рукой дагестанца. В 1927 году в Москве вышел «Сборник лезгинских поэтов», в котором творчество Сулеймана Стальского заняло почетное место. В начале 1930-х годов стихи его появляются на страницах республиканской периодической печати на лезгинском, позже на русском и других языках народов Дагестана. Стихи, написанные поэтом, не единожды переводились на русский язык и издавались в России. В свое время их можно было встретить в таких популярных периодических изданиях, как «Известие» и «Правда».
Творчеству очень помогало и то, что Сулейман Стальский в личной жизни был счастлив.
Летом 1933 года известный уже за пределами Дагестана С. Стальский у себя дома в селении Ашага-Стал принимает выдающихся мастеров пера Н. Тихонова, П. Павленко и В. Лугового. Через год вышел первый сборник его стихов на родном языке.
В том же году в Махачкале в большом зале ДагЦИКа состоялся первый творческий вечер С. Стальского, на котором присутствовали члены дагестанского правительства. Отмечая юбилейную дату его творческой деятельности, в постановлении ДагЦИКа было сказано: «…Присвоить звание народного поэта дагестанской АССР тов. С. Стальскому, старейшему поэту лезгинской бедноты, начавшему плодотворную деятельность четверть века назад и активно помогающему своим творчеством социалистическому строительству».
В 1934 году в Союзе писателей СССР готовились к проведению первого Всесоюзного съезда писателей союзных республик. Творческие группы писателей по поручению председателя Союза писателей Максима Горького разъехались по всем республикам. По счастливой случайности узнали о мудром старике из Ашага-Стала.
Рабочая группа поехала к поэту, и гости из Москвы пообщались с ним. Каждый в воспоминаниях восторженно написал о Стальском, и его пригласили на съезд. По словам современников поэта известно, что ему перед поездкой в Москву друзья предлагали переодеться в светскую одежду. Сулейман же предпочёл поехать в бешмете и чарыках: «Останусь в своём бешмете, в старом и пропахшем чесноком, в том бешмете, в котором я родился и в котором ходят мои соседи. В этом костюме народ меня лучше понимает. Я остался при своих чарыках и поехал в них в Москву. Сила моя в чарыках».
Его поэтическое выступление на съезде в переводе А. Безыменского было опубликовано во многих газетах страны. Выступая на первом съезде писателей СССР, М. Горький сказал: «… На меня и, я знаю, не только на меня произвел потрясающее впечатление ашуг Сулейман Стальский. Я видел, как этот старец, безграмотный, но мудрый, сидя в президиуме, шептал, создавая свои стихи. Затем Гомер ХХ века изумительно прочел их. Берегите людей, способных создавать такие жемчужины поэзии, какие создает Сулейман».
Имя члена Союза писателей СССР С. Стальского разлетелось по поэтическому миру. Так Сулейман заявил всему миру не только о себе, но и о своём народе. М. Магомедрасулов, зам. директора Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова https://dagpravda.ru/