МАХАЧКАЛА, 7 февраля – РИА «Дагестан». Финалист Национальной премии «Россия – страна возможностей» Тагирбек Асланов из Махачкалы занимается созданием и внедрением уникальных программ для подготовки школьников, которые позволяют прогнозировать результат и оптимизировать процесс их обучения. Об этом сообщили организаторы проекта.
Кроме этого, финалист Премии стал резидентом в Сколково, что в перспективе поможет привлечь внимание к разработанным им инновациям.
История Тагирбека Асланова началась с разработки нейронной сети, позволяющей прогнозировать оценки учеников в следующем учебном году в зависимости от их когнитивных и личностных особенностей. Нейросеть была успешно внедрена для обучения в онлайн-школе «Дом знаний» и имеет всего 4% погрешности. При этом система позволяет родителям учеников проверять, какая оценка ждет ребенка на уроке при изменении любых параметров, влияющих на нее. Сегодня нейронная сеть Тагирбека Асланова – российское решение, аналогов которому нет.
Нейросеть Тагирбека является одним из внедряемых в школе элементов более крупной системы «Виртуальный учитель», также являющейся его разработкой.
«Виртуальный учитель» после завершения разработки будет имитировать функции педагога: автоматические ответы на вопросы ученика, устные опросы учеников по изучаемой теме (наизусть либо пересказ), письменная проверка работ учеников, проверка опоздавших и не пришедших на урок учеников, проверка поведения учеников на уроке, контроль за недобросовестным поведением учеников (списывания или считывания ответов по теме), контроль вовлеченности учеников и их психофизического состояния.
Еще одна система, разрабатываемая Тагирбеком Аслановым, – система «Граф знаний». В случае отставания ученика по определенной теме, система выявляет пробелы в знаниях по другим дисциплинам, препятствующие усвоению текущего материала. Эти пробелы могут возникнуть из-за недостаточной квалификации педагога, его замены, слабой подготовки ученика или пропусками занятий. Игнорирование данных пробелов приведет к тому, что не полученные знания помешают ученику в дальнейшем осваивать новые темы.
Помимо этого, в школе создается система для профориентационного обучения детей: на основе увлеченности обучающихся система будет генерировать задания в привязке к их будущей профессиональной деятельности.
«Разрабатываемые технологии интеллектуальной адаптации обучающихся помогают углубить понимание учебного материала и оптимизировать образовательный процесс. Они акцентируют внимание на вопросах создания персонализированных образовательных программ с использованием интеллектуальных технологий, что позволяет повысить мотивацию учеников и улучшить их академические результаты. Кроме того, вовлечение родителей в образовательный процесс через эту систему укрепляет связь между домом и школой. Родители могут активно участвовать в обучении своих детей, получая обратную связь о прогрессе и областях, требующих дополнительного внимания», – отмечает Тагирбек Асланов.
Такой подход, по мнению автора проекта, не только способствует повышению уровня вовлеченности родителей, но и создает обстановку доверия и сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. Он также отмечает, что все решения позволят разгрузить как родителей, так и педагогов, переложив часть задач по проверке готовности ребенка к занятию на предлагаемое решение. Это становится особенно актуально в свете дефицита педагогических кадров и переполненности классов в школах, что в конечном счете приводит к тому, что на каждого ученика выделяется из года в год всё меньше и меньше времени, и между объяснением новой темы, ответом на вопросы учеников и осуществлением контрольных мероприятий педагогу всегда приходится чем-то из трех жертвовать, что в конечном счете не может не сказаться на качестве образования.
Полученное Тагирбеком резидентство в Сколково предоставляет ряд преимуществ, которые способствуют развитию организации, в которой финалист Премии «Россия – страна возможностей» внедряет свои интеллектуальные решения. Во-первых, оно открывает доступ к платформе для взаимодействия с инвесторами, что значительно упрощает процесс поиска финансирования для новых проектов и инициатив. Во-вторых, резиденты могут воспользоваться налоговыми льготами, что позволяет оптимизировать финансовые затраты и направить больше ресурсов на развитие бизнеса и реализацию инновационных идей. Кроме того, есть возможность получать грантовую поддержку от различных фондов, что дополнительно укрепляет финансовую базу организации.
«Для масштабирования наших результатов на другие школы нам была необходима высокая степень узнаваемости, которая позволила бы привлечь внимание к нашим инновационным подходам и достижениям в образовательной сфере. Резидентство в Сколково стало важным шагом в этом направлении, так как данный статус ассоциируется с качеством, инновациями и передовыми технологиями. Благодаря этому мы сможем не только повысить свою репутацию, но и получить доступ к широкому кругу потенциальных партнеров и инвесторов, заинтересованных в сотрудничестве. Сколково, как известный центр инноваций, предоставляет платформу для демонстрации наших успехов и результатов, что значительно увеличивает шансы на привлечение новых клиентов и партнеров. Мы можем делиться нашими наработками и опытом с другими образовательными учреждениями, что способствует распространению наших методов и подходов», – рассказал он.