Э.Уразаев: В Дагестане второй тур голосования на выборах главы села отразил особенности региона

В Дагестане 22 сентября, в рамках ЕДГ-24, состоялся второй тур выборов главы МО «сельсовет Гунзибский». Он стал единственной избирательной кампанией в регионе и прошел в спокойной обстановке и без правонарушений.
В первом туре участвовало 7 кандидатов на должность главы села, но, ни один из них не набрал необходимые 50% +1 голос и, согласно законам, был назначен второй тур, в котором участвовали лица, набравшие наибольшее число голосов. Ими стали выдвиженцы от политических партий «Единая Россия» и ЛДПР.
По результатам голосования большинство избирателей сделали выбор в пользу кандидата от ЕР. Явка составила 63%, что меньше, чем в первом туре голосования, когда на три избирательных участка пришли 77% от 859 включенных в списки избирателей.
Прокомментировал итоги голосования в рамках ЕДГ-24 руководитель экспертной группы при региональном штабе РД по наблюдению за выборами, политический обозреватель Эдуард Уразаев, который ответил на наши вопросы.

— Насколько конкурентными были выборы?

— ⁠Судя по тому, что партии и инициативные группы выдвинули 8 человек, а при голосовании в первом туре в бюллетенях было 7 кандидатов в главы села, то выборы стали вполне конкурентными. Об этом говорят также высокая явка избирателей в 77% и то, что ни один из кандидатов не превысил планку 50%, что было необходимо для победы.
Вполне объяснимо и некоторое снижение явки во втором туре, которое связано с утратой интереса к голосованию у той части избирателей, которые поддерживали других кандидатов.


— Почему избиратели сделали свой выбор в пользу данного кандидата?

— ⁠На сельском уровне выборов в приоритете местные интересы и партийная принадлежность кандидатов рассматривается в контексте не только лозунгов о честности, справедливости и ответственности, но и статуса и связей с вышестоящим начальством для решения актуальных проблем. Учитывая правящее положение партии ЕР, их кандидат мог обещать больше, чем его оппонент при прочих равных достоинствах претендентов. Главой села стал 40-летний Жамидинов Микаил Мусаевич, который поработал несколько лет учителем математики в горном селе, а потом, служа в ОМОН, получил еще и второе -юридическое — образование. Воспитывает троих детей. Партия ЕР, заметив его потенциал, служебную характеристику и активность выдвинула кандидатом на должность главы села. Абсолютное большинство избирателей сельсовета этот знак доверия к Жамединову оценило как перспективный для села. Поэтому 63% у победителя отражают прагматичный подход жителей сельсовета Гунзибский.

— Как проявили себя в ходе выборов политические партии?

— Системную и достаточно активную работу в регионе ведет лишь отделение партии ЕР. Остальные парламентские партии в основном проявляют себя перед избирательными кампаниями на федеральном и региональном уровнях и в ходе соответствующих выборов.
Но когда проходят избирательные кампании на уровне сельских поселений, активность партий еще ниже. Поэтому хотя в ЕДГ-24 в Дагестане участвовало 6 партий, но на 153 мандата депутатов представительных органов сельских поселений было выдвинуто лишь 313 кандидатов, из которых 153 от ЕР, 29 от «справедливороссов», 21 от ЛДПР, 8 от «Коммунистов России», 5 от КПРФ и 2 от «Гражданской инициативы». Если бы не самовыдвиженцы в количестве 95 кандидатов, то средний конкурс был бы менее полтора человека.
Еще нагляднее картинка на выборах глав 4 сел, на которых было выдвинуто 4 представителя ЕР, 1 от ЛДПР и 16 самовыдвиженцев.
Причины такой не высокой активности большинства партий или ее отсутствия разные, но в целом она характерна для большинства регионов России.

— Почему непарламентские партии пассивны?

— ⁠Новообразованным и другим непарламентским партиям приходится стартовать с низкого уровня известности и организации деятельности, а для раскрутки и успеха даже на местных выборах требуются относительно большие средства, вкладывать которые, понимая риски неудачи, мало кто хочет. Пример партии «Новые люди» это наглядно подтверждает.
А региональные политические партии, которые были бы больше заинтересованы в местных выборах и требуют меньше ресурсов, создавать запрещено.

— Как вы оцениваете уровень подготовки и работы членов УИК, ТИК?

— ⁠Работу УИК и ТИК координирует и организуют в рамках полномочий Избирком Дагестана. Судя по сообщениям и документам на его сайте, а также по незначительному количеству жалоб и сообщений о нарушениях на выборах и квалифицированному взаимодействию с региональным штабом и общественными наблюдателями, можно считать уровень их подготовки и работы относительно высоким.

— Какова была активность общественного штаба, общественных наблюдателей?

⁠Такой масштабной работы у регионального штаба и общественных наблюдателей, как это было на выборах Президента России, в ходе избирательных кампаний в рамках ЕДГ-24, не потребовалось, так как выборы проходили лишь в 23 сельских поселениях и в них было лишь около 31 тысячи избирателей с правом голоса, составляющих лишь 1,8% от общего их числа в Дагестане.
Тем не менее региональный штаб и общественные наблюдатели вели традиционную подготовку к ЕДГ-24 и обеспечили независимое наблюдение за ходом избирательного процесса в соответствии с нормативами и рекомендациями НОМ.

— Чем важны местные выборы?

— ⁠Не смотря на тенденцию к централизации ресурсов и властных полномочий на федеральном и региональном уровнях, на местном уровне висит основная тяжесть решения накопившихся проблем в сфере ЖКХ и социальной сфере. И главам сел и, зачастую, депутатам сельских поселений приходится первыми, что называется, принимать удар на себя из-за ЧС, коммунальных проблем, вопросов развития общественных пространств и работы транспорта.
Выборы же глав сел и депутатов представительных органов местного самоуправления позволяют как минимум обратить внимание властей на актуальные темы, а как максимум — получить своего заинтересованного представителя в структурах публичной власти.

— Можно ли считать данные выборы легитимными?

— ⁠Прошедшие в рамках ЕДГ-24 выборы в Дагестане вполне можно считать легитимными, потому что они прошли в соответствии с избирательным законодательством и при полнокровном общественном контроле. Кроме того, в пользу легитимности говорят конкуренция за почти все мандаты и относительно высокая явка на голосованиях.
А региональные политические партии, которые были бы больше заинтересованы в местных выборах и требуют меньше ресурсов, создавать запрещено.

— Как вы оцениваете уровень подготовки и работы членов УИК, ТИК?

— ⁠Работу УИК и ТИК координирует и организуют в рамках полномочий Избирком Дагестана. Судя по сообщениям и документам на его сайте, а также по незначительному количеству жалоб и сообщений о нарушениях на выборах и квалифицированному взаимодействию с региональным штабом и общественными наблюдателями, можно считать уровень их подготовки и работы относительно высоким.

— Какова была активность общественного штаба, общественных наблюдателей?

— ⁠Такой масштабной работы у регионального штаба и общественных наблюдателей, как это было на выборах Президента России, в ходе избирательных кампаний в рамках ЕДГ-24, не потребовалось, так как выборы проходили лишь в 23 сельских поселениях и в них было лишь около 31 тысячи избирателей с правом голоса, составляющих лишь 1,8% от общего их числа в Дагестане.
Тем не менее региональный штаб и общественные наблюдатели вели традиционную подготовку к ЕДГ-24 и обеспечили независимое наблюдение за ходом избирательного процесса в соответствии с нормативами и рекомендациями НОМ.

— Чем важны местные выборы?

— ⁠Не смотря на тенденцию к централизации ресурсов и властных полномочий на федеральном и региональном уровнях, на местном уровне висит основная тяжесть решения накопившихся проблем в сфере ЖКХ и социальной сфере. И главам сел и, зачастую, депутатам сельских поселений приходится первыми, что называется, принимать удар на себя из-за ЧС, коммунальных проблем, вопросов развития общественных пространств и работы транспорта.
Выборы же глав сел и депутатов представительных органов местного самоуправления позволяют как минимум обратить внимание властей на актуальные темы, а как максимум — получить своего заинтересованного представителя в структурах публичной власти.

— Можно ли считать данные выборы легитимными?

— ⁠Прошедшие в рамках ЕДГ-24 выборы в Дагестане вполне можно считать легитимными, потому что они прошли в соответствии с избирательным законодательством и при полнокровном общественном контроле. Кроме того, в пользу легитимности говорят конкуренция за почти все мандаты и относительно высокая явка на голосованиях.

https://t.me/rdop2024/450