Национальная библиотека Республики Дагестан им. Р. Гамзатова обогатила себя еще одним красивым и значимым мероприятием — 22 мая 2025 года в ее стенах прошла презентация книги «Чираг: История, культура и быт села». Авторами нового издания являются кандидат экономических наук, заслуженный экономист РД Магомед Гаджирабаданович Магомедов и кандидат философских наук, ныне покойный Шабан Шабанович Мусаев. Сама презентация прошла при большом стечении народа, что является большой редкостью в наше время. Для обсуждения книги о знаменитом селе пришли специалисты по истории, этнографии, культуре, представители интеллигенции, журналисты и земляки М.Г.Магомедова и Ш.Ш.Мусаева. Если даже дать именной перечень только выступавших на вечере, то получится солидный список лиц, пожелавших М.Г.Магомедову здоровья и творческих успехов в дальнейшей деятельности, а также добрым словом вспоминавших его старшего товарища Ш.Ш.Мусаева. В их лице это замечательный спикер мероприятия и прекрасный ученый, руководитель даргинской секции Союза писателей РД, профессор ДГУ, доктор филологических наук Муса Багомедов, кандидат исторических наук Магомед-Загир Курбанов, научный сотрудник Института ИАИЭ ДФИЦ РАН, известный в республике фотограф Хаджимурад Зургалов, главный редактор Дагестанского книжного издательства Лариса Голубева, председатель Союза писателей Дагестана Марина Ахмедова-Колюбакина, кандидат филологических наук, заведующий отделом лексикологии и лексикографии Института ЯЛИ ДФИЦ РАН Хизри Юсупов, народный поэт Дагестана Аминат Абдулманапова, публицист, издатель, поэт и переводчик Мурад Ахмедов, главный редактор «Лезги газет» Магамед Ибрагимов и многие другие. А открыла мероприятие заместитель директора Сарат Джабраилова.
Что же представляет собой, всполошивший стольких людей «Чираг: История, культура и быт села»?
В послесловии к новому изданию старший научный сотрудник Института ИАЭ ДФИЦ РАН, кандидат исторических наук М.Ю.Курбанов, отмечает, что авторы его «ставят перед собой сверхзадачу — найти ответы на вопросы, кто такие чирагцы в самовосприятии и восприятии извне, каковы компоненты их идентичности с даргинцами, уровни сознания по этническим стереотипам». Здесь к слову «сверхзадача» нам хотелось бы добавить эпитет «амбициозная» и получившееся словосочетание «амбициозная сверхзадача», завершить фразой, «которая закончилась победой». Любой проект, посягающий на неизвестное, уже является амбицией в хорошем смысле слова, конечно. Перед нами действительно, как пишет М.Ю.Курбанов, значительный труд, охватывающий большой и разносторонний материал. Издание, как справедливо подчеркивали выступающие, опирается на изучение письменных источников, археологических находок, разнообразных архивных данных, свидетельств очевидцев и личных наблюдений. Оно повествует об истории, культуре и укладе жизни жителей села Чираг, освещает хозяйственную деятельность и экономические реалии одного из наиболее высокогорных селений Агульского района и Дагестана. Основная задача — выявить и маркировать уникальность развития традиционной культуры и национального быта, выявить отличительные черты чирагского говора даргинского языка, а также отметить демографические изменения и миграционные тенденции, наблюдаемые в Чираге в последнее время. Мы присутствовали на презентации и в своем выступлении попытались донести до присутствующих мысль о том, что новая книга «Чираг: История, культура и быт села» М.Г.Магомедова и Ш.Ш.Мусаева является важным шагом в изучении совокупной истории даргинского этноса и всего Дагестана. Даргинские сельские общины — «х1уреба» в общедагестанском историко-культурном процессе отмечены героическим прошлым и глубокой разносторонней культурой, берущей свои истоки в глубинах веков. Достаточно сказать, что на средневековых итальянских картах до появления в обиходе термина «Дагестан» регион называется Кайтаком. Еще раньше в источниках отмечается кубачинское общество, как социум высококлассных мастеров. Но проблема в том, что «раскрученная» история Кайтака и Кубачи поглощает историю остальных даргинских обществ, вследствие чего эта часть истории Дагестана пока остается малоизученной. Эту проблему пытался решить Р.М.Магомедов в своем «Даргинцы в дагестанском историческом процессе» (Махачкала. 1999), введя в оборот доступный ему исторический материал, касающийся истории сельских общин Верхнего Дарго. Но нам кажется, что эта задача актуальна по сей день. Именно поэтому появление «Чираг: История, культура и быт села» М.Г.Магомедова и Ш.Ш.Мусаева можно назвать важным шагом в решении этого вопроса.
Чираг не простое село. И не потому, что оно одно из высокогорных поселений Дагестана с красивой классической ярусной архитектурой, чьи даже развалины в старой части вызывает восторг и восхищение, а потому, что оно было барьерным селом, который во многом и многие века подряд определял политику местных правителей в средневековых распрях. Истории известно немало таких событий. Чираг располагается на линии Дербент — Агул, в силу чего ни одно крупное или мелкое событие, которое происходило в нагорной части Дагестана и, развитие которого было бы связано с маршрутом «север-юг» не могло происходить минуя его. Даже «Гроза Вселенной» Надиршах «умудрился» в 1742 г. расположить на перевале Кокма-даг недалеко от этого села свою ставку, а во время Кавказской войны царское военное командование вынуждено было держать здесь свой укреплённые гарнизоны. О таких моментах можно говорить довольно долго. Но обо всем этом довольно спокойно и в корректных тонах рассказывают сами авторы, начиная с происхождения села и до наших времен, хотя многие творческие личности материал этнографического характера нередко подают на эмоциональной волне. Нам, соседям чирагцев, дороги и понятны творческие усилия М.Г.Магомедова. Чираг является связующим звеном между даргинцами и агулами. Это его еще одна величественная и благородная миссия. У нас с чирагцами нет разных историй, а есть одна общая, страницы и события которой тесно переплетены между собой. Стоит сказать и несколько слов и о технической стороне книги. Великолепная работа, которая заслуживает быть названной «высшим пилотажем» издательского дела. Не знаю, имею ли право говорить от имени других, но на этот раз беру на себя смелость от имени всего агульского народа поздравить Магомеда Гаджирабадановича с выходом долгожданной книги и пожелать ему творческих сил довести до логического завершения все задуманные проекты. А завершим мы свой разговор следующим. На оборотной стороне книги приведен перевод надписи с одного чирагского камня: «Все живое умирает, все новое стареет, все великие погибают, и я буду мертв, а память моя будет жить, я оставил после себя добро и ушел чистым». Хотя привязать к Магомеду Гаджирабадановичу эти слова слишком рано, но кажется они задолго до нас сказаны о нем и о том, что он совершил в отношение своего родного села. Браво! Аплодируем стоя!
Гаджи Алхасов

