Со времён Петра Первого российский военно-морской флот прочно бросил свой якорь у берегов Каспия. Адмирал Пётр Михайлов (под таким именем проходил в военных списках сам император), начиная Персидский поход во главе крупного отряда летом 1722 года, высадился в северной части Дагестана, где была удобная гавань. На возвышающейся над гаванью горе Анжи-арка было заложено небольшое поселение, которое позже станет крупным городом Порт-Петровск.
Дагестан долгое время оставался перевалочной базой для российских военных кораблей. Соединения ВМФ России на постоянной основе появились в нашей республике в начале 1990-х годов. Это произошло после того, как Каспийская военная флотилия была переведена сюда из Азербайджана, ставшего к тому времени самостоятельным государством. Раздел флота прошёл мирно, без взаимных претензий.
После распада Советского Союза Дагестан приобрёл стратегическое значение в плане защиты экономических и политических интересов России в Прикаспийском регионе. Это самая южная военно-морская база российских ВМФ на Каспии – расстояние до границы с Азербайджаном составляет около 155 км.
С недавнего времени штаб Каспийской военно-морской флотилии ВМФ РФ переведён из Астрахани в Каспийск. На сегодняшний день флотилия, по общему признанию, является наиболее мощной группировкой боевых кораблей на Каспии.
В сухогрузной гавани Махачкалы базируется основное соединение Каспийской флотилии – 106-я бригада надводных кораблей, имеющая в своём составе несколько ракетных кораблей и катеров, а также дивизион быстроходных десантных катеров.
Бригада была переведена сюда в 1992 году из Баку, где тогда находилась основная база Каспийской флотилии. С тех пор небольшая гавань по соседству с рыбным портом стала родным домом для боевых кораблей.
Соединение достойно пережило тяжёлые 1990-е, сохранив боеспособность, и, несмотря на тяжёлые условия, продолжало на высоком уровне выполнять учебно-боевые задачи. С начала 2000-х ситуация здесь, как и во всей армии и флоте, меняется в лучшую сторону. В бригаду стали поступать новые современные корабли. В 2003 году здесь появился первенец проекта «Гепард» ракетный корабль «Татарстан», а затем и его близнец – «Дагестан».
Корабль «Татарстан» имеет непростую судьбу. Он был построен на Зеленодольском заводе и спущен на воду в 1993 году. Но в связи с полным отсутствием финансирования сдача его флоту затянулась на 10 лет. 31 августа 2003 года на корабле был поднят Андреевский флаг, и он вступил в строй. В этот же день ему было присвоено звание флагманского корабля 106-й бригады и Краснознамённой Каспийской флотилии. Эта дата считается днём рождения корабля.
Событием, которое останется в истории «Татарстана», стало посещение его Владимиром Путиным в 2005 году. Это произошло, когда корабль находился в Астрахани, где в это время проходил саммит глав государств Прикаспийского региона. Вместе с Президентом России на борт корабля поднялись его коллеги из других государств.
Флотилия приняла участие в контртеррористической операции в Сирии. 20 ноября 2015 года её корабли выполнили пуски 18 крылатых ракет по 7 целям в провинциях Ракка, Идлиб и Алеппо. Дальность залпа составила 1500 км. Согласно докладу министра обороны РФ Сергея Шойгу, все цели были поражены.
Корабль предназначен для выполнения комплекса задач: поиск и борьба с подводными, надводными и воздушными целями; несение дозорной службы; проведение конвойных операций, а также охрана морской экономической зоны.
По техническим характеристикам и вооружённости кораблю нет равных на Каспии. «Татарстан» способен развивать скорость до 28 узлов, это примерно 50 км/ч. Для судна водоизмещением 1930 тонн это солидная скорость: во время рейдов по Каспию им удавалось даже настигать браконьерские байды.
Корабль имеет мощное ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение. Основная ударная сила – противокорабельный ракетный комплекс «Уран», оснащённый крылатыми ракетами с дальностью стрельбы до 250 км. Пусковая установка вмещает 8 ракет. На борту также несколько артиллерийских установок для поражения морских, наземных и воздушных целей и зенитно-ракетный комплекс «Оса».
Но самое главное достояние боевого корабля – его экипаж. На «Татарстане» служат примерно 100 человек. Почти все они контрактники, большую часть команды составляют дагестанцы.
«Выходцы из Дагестана составляют 85 % личного состава бригады. Военнослужащие из других регионов органично вливаются в общие ряды. За каждым новобранцем закрепляется наставник из числа старослужащих, который помогает ему адаптироваться», – поясняет заместитель командира 106-й бригады Сабир Гунешов.
Служба на боевом корабле – непростая работа, прежде всего в психологическом плане. Здесь важна устойчивая психика, уважительное отношение к товарищам, ведь рейды в открытом море могут длиться до полугода. Поэтому морально-психологическая подготовка выходит на первый план.
«Перед выходом на боевое дежурство психолог части с каждым членом экипажа проводит тестирование. По его итогам даётся заключение, влияет ли внутреннее состояние бойца на боевую готовность. Если есть какие-то замечания, военнослужащего могут отстранить от выполнения боевой задачи. Но пока такого не было.
В бригаде сформировался дружный коллектив, состоящий из выходцев из разных регионов страны. Дагестан стал для них родным домом. В этом плане показателен пример командира «Татарстана» Владимира Поденежного. Он окончил Калининградское высшее военно-морское училище в 2010 году, был откомандирован в Дагестан и с тех пор служит здесь.
«Честно говоря, раньше я почти ничего не знал о республике. Но теперь это для меня второй дом. Более того, я последние 6 лет не ездил в Калининград. Отпуск провожу здесь. Ко мне сюда приезжают друзья, родители. Здесь у меня родились дети, пошли в школу», – говорит Владимир.
Одним из заслуженных «морских волков», проходящих службу на корабле, можно считать мичмана Руслана Гаджикеримова, техника радиотехнической группы. Уроженец Кизилюрта, он пришёл на военный флот много лет назад. Руслан несколько раз перезаключал контракт на военную службу и намерен по истечении срока нынешнего контракта сделать это в очередной раз.
По его словам, он привык к морю и подчас чувствует себя среди водной стихии даже комфортнее, чем на суше. «В море жизнь спокойнее. Отстоял вахту, дежурство, остальное время отдыхаешь. На берегу дополнительно возлагают обязанности: внешняя вахта, вспомогательные работы», – поясняет он.
Представители руководства Каспийской флотилии неоднократно подчёркивали, что среди прикаспийских государств и нашей страны нет военных или экономических противников. Каспий они называют морем дружбы. Корабли ежегодно заходят в порты друг друга. Каждый раз российским военным морякам устраивают торжественную встречу. В свою очередь, иностранные военные суда, что заходят в порт Астрахани или Махачкалы, тоже встречают торжественно. Тем не менее, в условиях обсуждения вопроса раздела нефтяных месторождений и биоресурсов Каспия, который продолжается более 20 лет, Краснознамённая Каспийская флотилия остается той силой, которая поддерживает ведущую роль России на самом большом замкнутом водоёме Земли.
Источник: Дагестанская Правда