Бойцы невидимого фронта

Зумруд Гусейновна Рамазанова

Заслуженный врач РД

1993  г. — окончила педиатрический факультет ДГМИ и была направлена в качестве врача-фтизиатра в Агульское территориальное медицинское объединение

1994  г. — назначена заместителем главного врача Агульского ТМО

2010 г. — заняла пост главного врача Республиканского детского туберкулёзного санатория

Первое, что бросается в глаза, когда оказываешься на территории Республиканского детского туберкулёзного санатория — зелень, много зелени. Санаторий буквально утопает в ней: клумбы с сезонными цветами, кусты, деревья, маленькие аллейки. С трудом верится, что учреждение находится в черте города — так легко здесь дышится. К тому же, территория разноуровневая: пока гуляешь, то и дело натыкаешься на неожиданные повороты, подъёмы, спуски, каменные лестницы, беседки — и всё это невероятно живописно. Вишенка на торте — смотровая площадка, с которой виден весь город и море.

Первые впечатления от прогулки по помещениям — чистота и свежесть. Сотрудницам санатория неважно, каррарский мрамор на полу или потёртый линолеум — он идеально отдраен, а оконных стёкол просто не видно, до того они чистые и прозрачные.

Санаторий, расположенный на горе Тарки-Тау, существует с 1953 года. Труд сотрудников этого учреждения сложно переоценить: за эти 64 года через них прошли тысячи детей, которые именно благодаря их заботам не только сами выросли здоровыми людьми, но и не понесли инфекцию в народ. Два корпуса санатория на 120 коек ежегодно принимают около 460 детей в возрасте от 3 до 11 лет. Здесь маленькие пациенты проходят курс терапии: массаж, лечебную физкультуру, фитотерапию, физиотерапию. По словам главного врача Зумруд Рамазановой, всё необходимое для этого имеется: аппараты для электросветолечения (тубус-кварц, электрофорез, гальванизация), СВЧ, оборудование для теплолечения, рентгеновский кабинет, клинико-диагностическая лаборатория, ЛФК, массаж. Кроме того, имеется школа, в которой обучаются дети с 1 по 3 классы. Режим дня здесь строгий: подъём в семь утра, гимнастика на свежем воздухе, завтрак, врачебный осмотр, медицинские процедуры, учёба, дневная прогулка, обед, сон, измерение температуры, медпроцедуры и прием лекарств.

— Зумруд Гусейновна, каким образом к вам попадают дети?

— По путевкам, которые мы распределяем по районам в зависимости от численности населения. Во всех районах и городах Дагестана ежегодно проводится туберкулинодиагностика: реакция Манту с 2ТЕ и Диаскин — тест. Туберкулинодиагностика выявляет детей с виражом или нарастанием туберкулиновых проб, с гиперергией. Кроме того, к нам направляют детей, которые уже прошли курс лечения от туберкулёза, а также детей, которые находятся в контакте с больными родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками. Районные врачи выдают путёвки в наш санаторий всем детям из группы риска. К нам они приезжают с общими анализами крови, мочи, с рентгенограммой, с выпиской от фтизиатра, данными туберкулинодиагностики за последние три года, с прививочной картой и со справкой об эпидокружении.

Лечение у нас продолжительное — от 3 до 9 месяцев, и дети живут здесь без родителей, совместное проживание не предусмотрено. Поэтому работает круглосуточная охрана, у нас два охранных пункта, установлено десять видеокамер — три внутренние, семь наружных, пожарная сигнализация с кнопкой тревожного сигнала и кнопка экстренного вызова наряда полиции.

— Как родители соглашаются оставить ребёнка в санатории на полгода?

— Конечно, такое длительное лечение для родителей — проблема. Не все психологически готовы на три-шесть-девять месяцев отправить ребёнка в медучреждение, сказывается наш менталитет и религиозные убеждения — такова специфика республики. Зачастую больные туберкулёзом родители отказываются лечить своих детей, так как считают, что те здоровы. Районным врачам и нам приходится вести с ними беседы. Мы объясняем родителям, что если в семье кто-то болен туберкулёзом, то даже если ребёнок не болеет и у него отрицательная проба Манту, то он относится к группе риска, ему необходимо профилактическое лечение.

Туберкулёз поражает все органы, кроме волос и ногтей: лёгкие, кишечник, почки, кости, печень… Болезнь проявляется по-разному. Поэтому очень важно своевременно её диагностировать и начать лечение.

Да и почему бы не оставить ребёнка в санатории, если речь идёт о его здоровье? У нас прекрасные условия — пятиразовое питание, высокобелковая диета с расшифровкой меню для старших и младших групп. Наши сотрудницы смотрят за детьми, гуляют с ними, купают, подмывают, умывают, подстригают ногти и волосы, кормят, разбивают, делают массаж — они практически заменяют родителей сотням детей на протяжении нескольких месяцев, просто бойцы невидимого фронта, не меньше. Многие дети при поступлении сюда и русского языка не знают, здесь они его осваивают.

Мы не запрещаем родителям навещать детей, только забирать их нельзя, пока курс лечения не закончится. Нам также приходится беседовать с родителями о том, что из еды ребёнку полезно, а что — категорически запрещено. К сожалению, не все родители воспринимают всерьёз наши слова, пытаются передать детям чипсы, газировку, жареные пирожки, колбасу. Мы эти попытки пресекаем, но некоторые умудряются во время визита где-нибудь в беседке подсунуть ребёнку бутерброд с колбасой.

— Давайте поговорим о кадровом составе санатория. Сколько медработников у вас в штате?

— Врачей в штате 12, медсестёр — 29, младшего медперсонала — 30 работников, воспитателей — 12. У нас имеются две врачебные вакансии, ведь фтизиатрия — область непрестижная, малооплачиваемая, да и есть какой-никакой риск заражения.

Заработные платы оставляют желать лучшего. Средняя зарплата врача составляет 21 325 рублей, мы стараемся довести её до средней по республике при помощи стимулирующих выплат. Тем не менее, притока новых работников нет, хотя мы стараемся привлекать молодые кадры. Практически все врачи, работающие здесь, уже получают пенсию — не по выслуге лет даже, а по возрасту. Медико-педагогический персонал высококвалифицированный, с большим опытом работы. Главный врач — заслуженный врач республики Дагестан, заведующий педагогической частью — заслуженный работник здравоохранения РД, 60% врачей имеют высшую квалификационную категорию, 70% среднего медперсонала имеет высшую и первую квалификационную категорию.

— У вас учреждение республиканского уровня, как вы охватываете детей всего Дагестана?

—  Кроме нашего санатория, есть ещё Буйнакский туберкулёзный санаторий на 50 коек. За ним закреплено несколько районов (10 районов и один город), а за нашим санаторием — вся остальная республика (32 района и девять городов). Бывает, к нам приезжают из района, который прикреплён к Буйнакскому санаторию, мы стараемся никому не отказывать, принимать всех. Бывает и наоборот. Правда, есть небольшое различие: мы принимаем  детей от 3 до 11 лет, а Буйнакский санаторий — до 14 лет.

— То есть детей 12-13 лет уже не принимаете?

— Мы не можем их принять по санитарным нормативам. Во-первых, у нас недостаточно помещений для этого, во-вторых, не хватает штатных единиц, и в-третьих, наша школьная программа рассчитана только на детей до 11 лет, для старших классов у нас нет ни учителей, ни кабинетов. Если бы наш санаторий был построен с учётом всех нормативов, то мы бы с удовольствием приняли и детей постарше.

— Выписался ребёнок из вашего санатория. Что дальше? Как отследить результативность вашего лечения?

— Оригиналы выписок мы передаём в детский отдел Республиканского противотуберкулёзного диспансера, а в день выписки по электронной почте передаём все данные в районы, к которым прикреплены пациенты, чтобы там знали, сколько детей, из каких районов, в каком состоянии к нам поступили и в каком — выписались. Фактически по Дагестану у детей отмечаются локальные формы туберкулёза, однако среди них нет ни одного ребенка, прошедшего лечение у нас. Я веду статистику с самого начала моей работы здесь и могу сказать, что с 2010 по 2016 годы все пациенты, прошедшие у нас полный курс лечения, на данный момент здоровы.

— Чего не хватает санаторию для полного счастья?

— Медоборудования вполне достаточно нам его много и не надо. Необходимо провести ремонтные работы, значительно обновить материально-техническую базу в корпусах, на кухне, в буфете, прачечной, в складских помещениях. Мы регулярно устраиваем субботники и озеленяем территорию.

Нас поддерживают спонсоры, например, подарили шкафчики для раздевалок, скамейки, стиральные машины, кондиционеры, газовые печки и морозильную камеру.

Закреплённый за санаторием санитарный автотранспорт нуждается в замене. Учитывая, что на территории проживает более сотни детей, меры безопасности должны быть повышенными, так что санаторию очень нужны новые современные ворота.

Ну и самое важное — нужен спортзал. Как воздух нужен. Ведь в основе лечения туберкулёза — регулярная физическая активность. В хорошую погоду мы выводим детей на зарядку во двор, но во время дождя или сильного снегопада это невозможно, приходится пропускать занятия. Крытое помещение помогло бы решить эту проблему.

                                                               

Патимат САГИТОВА

«Медицина Дагестана» № 19 — 20 от 31 мая 2017г.