Агульский женский традиционный костюм

Дагестанские костюмы имели особый колорит: вобрав в себя атрибуты одежды народов Кавказа, они все же имели свои особенности, зависевшие от культуры, географического положения, политической обстановки.
Агульский традиционный женский костюм больше отличался от одеяния других народов, чем мужской. Причиной тому культурная составляющая и условия быта.
Одежда агулок разделялась на нарядную и повседневную. Нарядная отличалась тканью, кроем, длиной. Повседневная одежда была приспособлена под быт горянки: занимаясь каждодневно физическим трудом, женщины должны были иметь свободу движений. Поэтому основной комплект повседневного наряда агулки следующий: чохто (къуч), поверх которого надевался платок, обвязанный вокруг головы (такой способ повязывания платка назывался кIев), платье прямого кроя длиной до середины голени — оптимальная длина, удобная в быту, и штаны (шалвар, шавлар) из того же материала. Рукава и штанины могли быть оторочены по краям контрастной тканью или закреплены вшитой резинкой. Последний вариант предотвращал свободное движение ткани, фиксируя ее на запястьях и щиколотках, что было удобно при выполнении домашних или полевых работ. Платье повязывалось на талии тканевым поясом lатlул, зачастую выполнявшим и функцию карманов.
Нижним слоем женской одежды служила нательная рубаха (берхIем). В отличие от мужской рубахи, женская имела длину до колен. Валджагъ присутствовал как в праздничном, так и в повседневном костюме агулки. Крой женского валджагъа отличался от мужского. Приталенный силуэт в верхней части дополнялся длинным расклешенным кроем в нижней части. Рукава расширялись от локтя. Лиф застегивался на маленькие серебряные крючки — чапсарар. Под такой валджагъ надевали шелковую сорочку. Праздничное одеяние шили из шелка, бархата или парчи, повседневное — из харай — плотного шелка с узором в цвет ткани, позже — искусственного шелка, сатина или бязи. Приталенный валджагъ с разрезными рукавами, из дорогой ткани, подбитый бязью, имел название зарбафари валджагъ. Валджагъ, надеваемый в будние дни, должен был давать определенную свободу действий, поэтому его лиф шили не таким узким, как у праздничного, а рукава — прямыми.
Девушки и молодые женщины носили одежду ярких цветов, пожилые женщины — темных. В зимнее время поверх обычной одежды женщины носили такой же тулуп, как и мужчины. Шили также безрукавные тулупы длиной до пояса — гlунари ихьаттар. Платки отличались не только цветом и материалом, но и техникой изготовления. Платок из тонкого, чаще белого, кружева назывался кlаз или кlазди ягълукъ. Шелковый платок с узором — ипак. Молодым девушкам приобретали калагъан — белый платок с фиолетовой каймой.
Для холодного времени года подходил шерстяной платок, с узорами — для молодых и темный сдержанный — для пожилых. Издревле агулки повязывали кIев и только во второй половине XX в. стали носить платок, закинув угол на противоположное плечо. Способ был перенят у лезгинок и назывался лачак. На ноги надевали гивгlанар — вязаные шерстяные носки с этническим орнаментом. Узор мужских и женских изделий отличался. Цвета варьировались от сдержанных в мужских гивгlанар до ярких сочетаний в женских.
В особых случаях создавались не просто красивые и практичные носки, но целые произведения искусства: изделия из тонких шерстяных нитей украшались шелковой вышивкой. Помимо уже затраченного на вязание времени, для вышивания требовалось много драгоценного времени. Поэтому такие изделия входили только в праздничный наряд, либо же их преподносили в качестве весьма ценного подарка. ГивгIанар подбивались мягкой кожей.
В качестве обуви при выполнении разного рода работ использовались шумар и шаламар — закрытая и открытая обувь из бычьей кожи. Из мягкой козьей кожи шились нарядные сапоги.

Нажабат Курбанова