Заседание Совета по морской деятельности прошло в среду, 17 декабря, под руководством Председателя Правительства Республики Дагестан Абдулмуслима Абдулмуслимова.
Участниками были подведены итоги работы Совета по морской деятельности при Правительстве РД за 2025 год, а также рассмотрены предложения по развитию Махачкалинского морского торгового порта до 2030 года.
Открывая работу заседания, премьер-министр отметил, что развитие морского сообщения играет особую роль в транспортной логистике страны. С учетом своего геополитического положения Дагестан имеет огромный потенциал для развития этого направления, в том числе как ключевого звена международного транспортного коридора «Север – Юг».
«Махачкалинский порт является стратегическим транспортным узлом на Каспийском море. И, конечно, возрастает его значение как связующего звена между Югом России и государствами Средней Азии, Ираном, Индией, другими странами. Выгодное месторасположение порта открывает широкие возможности для развития экспортной деятельности и логистики», – подчеркнул глава кабмина региона.
По словам Абдулмуслима Абдулмуслимова, вопросам развития инфраструктуры порта уделяется повышенное внимание как со стороны федеральных органов исполнительной власти, так и руководства республики. В рамках развития МТК «Север – Юг» в настоящее время реализуются мероприятия, направленные на развитие порта.
Одним из таких мероприятий, как сообщил премьер региона, является строительство подъездной автомобильной дороги к порту протяженностью 6,7 км, завершение которого планируется до конца 2026 года. Реализация данного проекта позволит увеличить грузопоток к порту, снизив нагрузку на улично-дорожную сеть г. Махачкалы. Кроме того, в рамках мероприятий по развитию порта было принято решение о создании особой экономической зоны на территории г. Махачкалы и реализации инвестиционного проекта «Строительство сухого порта».
«Вопросы развития морского и портового сотрудничества недавно, 7 ноября, обсуждались в г. Махачкале в рамках встречи российских и иранских экспертов в области морского транспорта с участием руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Андрея Тарасенко и заместителя министра дорог и градостроительства, руководителя Организации портов и мореплавания Исламской Республики Иран Саида Расули. В том числе были обсуждены вопросы, касающиеся увеличения объемов морских перевозок между Ираном и Россией. Хочу также напомнить, что в ноябре текущего года в Исламской Республике Иран состоялась первая международная встреча глав прикаспийских регионов, на которой в числе основных обсуждался вопрос наращивания темпов торгово-экономических отношений между нашими странами с использованием возможностей портовых инфраструктур», – напомнил Председатель Правительства РД.
О мероприятиях стратегического развития Махачкалинского морского торгового порта на заседании доложил и.о генерального директора морской гавани Юсуп Гаджиев. Ключевой целью было отмечено создание современного мультимодального логистического хаба международного уровня, обеспечивающего эффективную связь между Каспийским регионом, Черноморским бассейном, Средней Азией и Персидским заливом, что позволит превратить махачкалинский порт в значимый центр прибрежной экономики.
Так, в рамках модернизации инфраструктуры морпорта в настоящее время завершается проектирование нового зернового терминала мощностью 1,5 млн тонн в год с емкостями для единовременного хранения до 100 тысяч тонн, что позволит укрепить позиции на рынке зерновых грузов. Важным направлением является модернизация контейнерной площадки, что позволит увеличить объемы контейнерных перевозок. В рамках этой работы заключено соглашение о сотрудничестве с терминально-логистическим центром «Белый Раст», достигнуты договоренности о снижении тарифов на железнодорожные перевозки по России для контейнерных поездов, следующих в/из махачкалинского порта.
«Махачкалинский морской торговый порт находится на этапе активного развития. Мы продолжаем работу над модернизацией портовой техники. Проведена экспертиза максимально допустимой нагрузки на причалы, от портальных кранов весом до 400 тонн, и на основе этих данных осуществляется подбор поставщика новых портальных кранов с большей грузоподъемностью. Это значительно повысит эффективность обработки грузов. Создаются и расширяются территорий логистических парков, крытых складов, площадок для консолидации и распределения грузов. Активно развиваем железнодорожную инфраструктуру: сформировано и согласовано с ОАО «РЖД» техзадание на разработку проектной документации для строительства соединительного пути к станции Махачкала и реконструкции портового железнодорожного сортировочного парка. Это позволит увеличить пропускную способность до 4,9 млн тонн в год и оптимизировать логистические процессы», – отметил в своем докладе Юсуп Гаджиев.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства РД оказывает активное содействие в реализации мероприятий по реконструкции портовой инфраструктуры и развитию экспортной и логистической деятельности морпорта.
Как было отмечено врио министра транспорта и дорожного хозяйства РД Магомедом Тагировым, проектная мощность Сухогрузной гавани сегодня составляет 3 млн тонн в год, нефтеналивной гавани – 7,9 млн тонн в год, при существующем в настоящее время состоянии причалов действующие мощности составляют 1,5 и 5,5 млн тонн в год соответственно.
«В рамках деятельности транспортного коридора «Север-Юг» расширяется номенклатура предполагаемых к перевозке товаров, и география. Развитие торговых отношений с Ираном рассматривается как приоритетное направление, потенциал товарооборота между Россией и Исламской республикой по экспертным оценкам пока реализован примерно на 10-15%. Взаимодействие между махачкалинским портом и иранскими портами в последние годы находится на достаточно высоком уровне. Основной резерв роста грузовой базы сосредоточен на сельхозпродукции в экспорте, а также на оборудовании, строительных материалах и контейнерных перевозках в части импорта. Ведутся переговоры по экспорту удобрений и лесоматериалов в направлении уже не только Ирана, но и в Ирак, Индию, другие страны. Соответственно, в обратном направлении планируется обеспечить параллельный импорт товаров, в том числе за счет контейнерных перевозок. Ранее была апробирована логистическая цепочка по поставке контейнеров из Индии, Ирана через Махачкалинский морской торговый порт, в том числе рефрижераторных», – рассказал Магомед Тагиров.
Магомед Тагиров также доложил премьер-министру о ходе подготовки проектной документации на строительство подъездной автодороги к месту реализации инвестпроекта «Сухой порт» от проектируемой федеральной автодороги «Северный обход г. Махачкалы». Общая протяженность проектируемой дороги составляет 15,6 км с 2 полосами движения. Трасса берет начало от транспортной развязки на км 10 проектируемого северного обхода г. Махачкалы и, проходя севернее с. Богатыревка, примыкает к региональной автодороге «ФАД «Кавказ» – Шамхал – Красноармейское» на км 12.
Глава министерства сообщил, что в составе проекта предусмотрено строительство 3-х мостов через оросительные каналы и реку Шура-Озень, 50 водопропускных труб для поливных оросительных каналов, 31 примыкание (съезды) к второстепенным дорогам, 4 автобусные остановки.
Для проекта «Сухой порт Махачкала» администрацией г. Махачкалы сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 210 га.
Завершение подготовки проектной документации с получением положительного заключения госэкспертизы планируется до 28 февраля 2026 года. Строительство автодороги к сухому порту обеспечит развитие транспортной инфраструктуры зоны перспективного развития в северо-западной части г.Махачкалы, а также разгрузит пригородные сети дорог за счет изменений логистических маршрутов грузового автотранспорта.
Абдулмуслим Абдулмуслимов отметил важность реализации проекта, который позволит не только разгрузить сеть дорог, но и создаст возможность для транспортировки грузов, что в свою очередь, усилит экономический потенциал Дагестана.
«Это не просто шаг к улучшению транспортной инфраструктуры, это стратегически важный вклад в развитие всего региона. Мы должны обеспечить высокое качество выполнения всех этапов, чтобы сделать наши логистические маршруты более эффективными и безопасными для жителей и бизнеса», – отметил премьер.
Главой Минтранса также было доложено о строительстве отдельной подъездной автомобильной дороги к морскому торговому порту от федеральной дороги Р-215 «Астрахань – Кочубей – Кизляр — Махачкала». Ее строительство было начато в текущем году в соответствие с Поручением Президента РФ Владимира Путина для обеспечения круглосуточного проезда на территорию порта. Протяженность дороги составит 6,2 км; ширина 4-х полосной проезжей части – 14,5 м. Общий объем финансирования на реализацию проекта составляет 8,9 млрд руб.
В рамках развития махачкалинского морпорта ФГУП «Росморпорт» реализует комплекс мер организационного, экономического и технического характера, направленных на повышение эффективности работы и обеспечение дальнейшего развития порта. Об их реализации премьер-министру Дагестана доложил директор махачкалинского филиала ФГУП «Росморпорт» Фикрет Исмаилов.
В соответствии с Генеральной схемой развития морпорта до 2030 года, проводятся работы по капитальному ремонту и реконструкции существующих гидротехнических сооружений порта, а также ремонтные дноуглубительные работы для восстановления проектных глубин на подходных каналах и акватории морского порта, с целью обеспечения безопасности мореплавания. Ведутся проектные работы по строительству новых гидротехнических сооружений в перспективе.
В свою очередь, первый заместитель министра экономики и территориального развития РД Адильхан Ахмедов озвучил результаты проводимой работы по созданию особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Махачкала».
Создание ОЭЗ рассматривается как ключевой инструмент для повышения инвестиционной привлекательности республики, стимулирования обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей, а также развития портовой и транспортной логистики в рамках МТК «Север–Юг». Под создание ОЭЗ администрацией г.Махачкалы определены 2 земельных участка общей площадью 310 га.
Для резидентов предусмотрен ряд значительных налоговых преференций: льготы по налогу на прибыль (2% — ставка налога в федеральный бюджет, не более 13,5 % — региональный бюджет), налогу на имущество (0% в течении 10 лет), земельному налогу (0% в течении 5 лет), налогу на добавленную стоимость (0% при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны) и транспортному налогу. Помимо налоговых льгот, на территории особой экономической зоны возможно установление режима свободной таможенной зоны.
«В рамках данного режима резидентам предоставляются существенные таможенные преференции, в частности, беспошлинный ввоз на территорию ОЭЗ оборудования, сырья и материалов, необходимых для реализации инвестиционного проекта, а также упрощенный порядок вывоза готовой продукции. Кроме того, для резидентов ОЭЗ устанавливается особый административный режим, включающий сопровождение инвестора в режиме «одного окна» при взаимодействии с органами власти, право аренды и последующего выкупа земельных участков без проведения торгов, упрощенный вход в налоговый мониторинг», – подчеркнул Фикрет Исмаилов.
В настоящее время сформирован перечень из 5 потенциальных инвестпроектов с общим объемом планируемых инвестиций 12,2 млрд рублей и созданием 4 869 рабочих мест. В их числе проекты по строительству распределительного центра (инициатор — ООО «РВБ Дагестан» (Вайлбериз), создание мультимодального логистического терминала ООО «Сухой порт Махачкала», строительству складского комплекса ООО «Складские решения», производству модульных домов ООО «Модульные дома Дагестана» и сэндвич-панелей ООО «Легкие конструкции». Сроки реализации проектов определены ориентировочно на период с 2026 по 2036 годы. Между Правительством РД и инвесторами заключены соглашения о намерениях по реализации инвестпроектов.
Мэр г. Махачкалы Джамбулат Салавов выразил готовность оказать содействие в скорейшем запуске проектов. Администрацией г. Махачкалы выполнен необходимый объем подготовительной работы по землеустройству и правовому закреплению территорий для развития портового комплекса.
С докладом об исполнении поручений, данных на заседании Совета по морской деятельности, также выступил руководитель Агентства по предпринимательству и инвестициям РД Хаджимурад Исрапилов.
По итогам работы заседания Абдулмуслим Абдулмуслимов провел церемонию вручения наград. Благодарственными письмами Министерства транспорта РФ были награждены врио министра транспорта и дорожного хозяйства РД Магомед Тагиров и генеральный директор АО «Махачкалинский морской торговый порт» Джамал Алиев.
