Традиционная мужская одежда агулов

С давних времен облик человека являлся первоисточником информации о нем. По внешнему виду можно было узнать, откуда человек и каков род его деятельности. Помимо этого, восприятие и последующие социальные связи зависели от первого впечатления, производимого человеком. Поэтому люди во все времена старались выглядеть опрятно и соответственно своему статусу. Но внешний облик и одежда — не только элемент социального взаимодействия. Одеяние человека говорило о его этнической принадлежности, отношении к религии, профессии, благосостоянии. Определенные группы людей имели схожесть элементов одежды, орнамента либо носили аналогичную одежду.
В настоящее время одежда дает гораздо меньше информации о своем владельце — мало кто носит национальные наряды. Внешний вид человека унифицируется, и в этом есть как плюсы, так и минусы.
Наиболее отрицательным воздействием глобализации является утрата этнического костюма как части материальной культуры народа. В настоящее время агульский мужской костюм используется как сценический наряд, но еще в начале XX в. он был частью жизни агульца и содержал этнический культурный код. Агульский старинный мужской наряд схож с костюмами других народов Северного Кавказа, но в то же время у каждого национального костюма есть отличительные особенности.
Обязательным элементом был головной убор. Обычно — папаха (бармак): головной убор округлой формы с плоским верхом, сшитый из овчины с длинным мехом. Бармак мог быть приобретен за деньги либо сшит самостоятельно. В XX в. пользовались популярностью каракулевые папахи — «бухари бармакар» (папахи из Бухары). Высокая папаха с завитым мехом, выгодно подчеркивающая черты и горделивое выражение лица мужчины, на целое столетие стала неотъемлемой частью праздничного наряда агульца. Отправляясь в путь, поверх папахи горец накидывал остроконечный суконный капюшон — башлык. В последующем башлык стал самостоятельным элементом одежды и украшался вышивкой. Повседневный, домашний головной убор — кожаная шапка мехом внутрь. В разных селах ее название могло немного отличаться: кIукI, хукI.
Головной убор имел не только практическое, но и большое социальное и культурное значение. Папаха — символ гордости и чести горца. Бывало, что на папахе агулец приносил свою клятву, ручаясь за сказанное своей честью. Появиться в обществе без папахи было немыслимо. Во второй половине XX в., когда нравы стали посвободнее, мужчины выходили без папахи, но обязательно в головном уборе, пусть то и шапка европейского образца. В качестве зимней верхней одежды был длинный овчинный тулуп (ккул). Ккул был обычным и большим (хIа ккул). Последний отличался большим размером и трапециевидной формой. Он служил не только одеждой, но и мог при необходимости использоваться в качестве постели. Овчинный горский тулуп имел культурное и сакральное значение: закутавшись в ккул, дедушки рассказывали мифы и сказки своим внукам, и долгими зимними вечерами он был символом уюта и общности поколений. Когда хотели вызвать дождь, ккул надевали овчиной наружу. Ритуал использовался вплоть до начала XXI в. Если раньше ккул носили и молодые, и старцы, то в прошлом веке тенденция немного изменилась: молодые носили ккул редко, а постоянное ношение наблюдалось среди представителей старшего поколения, чаще — преклонного возраста. Шили также безрукавные тулупы для домашней носки длиной до пояса — гIунари ихьаттар. Они были удобны и практичны, согревали и не сковывали движения при работе. Войлочная бурка (лит) была необходимостью: в непогоду она служила и верхней одеждой, и укрытием. Процесс изготовления бурки сложный и долгий, но жители гор умели и обваливать шерсть, и создавать из нее самые разнообразные изделия — от войлочных бурок до ковров и джурабов с замысловатым орнаментом. Агулы носили нательную рубаху из белой бязи (берхIем), поверх — бешмет (валджагъ), закрытую распашную одежду с воротником-стойкой и полами до колен. Валджагъ шили для повседневного ношения и для праздников, из более дорогой ткани. Зимний вариант одежды подбивали ватой и прошивали стежками. Часто валджагъ украшали двойными стежками либо вышивкой. Особое внимание уделялось вороту. Поверх бешмета носили чухай — черкеску. В отличие от бешмета, чухай имел острый вырез, газыри, более сложную и дорогую прострочку или вышивку, закрывался крючками. Шился чухай по фигуре.
Так как чухай стоил дорого, использовался в качестве праздничного варианта одежды. Валджагъ и чухай украшались стежками и вышивкой разного рода, что зависело от благосостояния семьи и умений женской ее половины. Именно эти элементы одежды в большей степени содержали культурный код: крой, вышивка, ткань, материал и рисунок пуговиц отличались, по ним определяли не только принадлежность к агульскому народу, но и село — ведь в каждом ауле свои умельцы, производящие серебряные либо стальные пуговицы, иные металлические элементы. Поверх бешмета или черкески надевали кожаный ремень. Оружие носили на поясе — кинжалы были частью костюма до XX в. Мужские штаны традиционно были черные или темно-серые, шились из грубого сукна. Подпоясывали ремнем из сыромятной кожи. В более позднее время вошли в обиход брюки-галифе, практичные и удобные для ношения с высокими сапогами. Существовал и другой вид этой одежды — нательные штаны, которые, как и берхIем, шили из белой бязи. Аналогично рубахе бязевые штаны были первым слоем одежды. Агулки вязали гивгIанар (гивянар) — высокие шерстяные носки с ярким орнаментом. Мужские и женские гивгIанар отличались более сдержанными или яркими тонами, узором. По орнаменту можно было определить (как и в настоящее время), в каком селе созданы гивгIанар. Существовал вид с вышивкой шелком. Они так и назывались — «ипак лихьу гивгIанар», то есть вышитые шелком. Такие изделия, в которые вкладывалось много труда и средств, предназначались для дорогого подарка. Так как шерстяные изделия подвержены быстрому износу, их подбивали выделанной кожей. Существовал более легкий вариант — джикъе гивгIанар (короткие носки). При выполнении сельскохозяйственных работ гивгIанар во избежание спадания завязывали тонким ремешком у щиколотки.
Обувь была собственного изготовления: шумар — закрытая обувь из сыромятной кожи, шаламар — более открытая обувь, стороны которой соединялись переплетенными тонкими кожаными ремешками. У лакцев и табасаранцев заказывали сафьяновые сапоги — мяхIсар. Агулы же изготавливали обувь из более износостойкой воловьей кожи. Конечно, были и грубые сапоги с высоким голенищем — в горных условиях они необходимы. В целом, вся обувь людей, живущих в горах, изготавливалась с учетом местных особенностей. Кожаная обувь с мягкой подошвой позволяла проходить по узким тропам на крутых склонах и на отвесных скалах, что было бы невозможно в обуви с твердой подошвой.
Испокон веков занимаясь животноводством, земледелием, ремеслами, агулы сами изготавливали одежду и обувь. Выделывали кожу. Пряли шерсть, создавали тонкие нити, собирали коренья и травы, чтобы окрасить нити в яркие цвета. Умелыми руками агульских мастериц создавалось волшебство: груды шерсти превращались в красивые ковры.
Ювелиры чеканили серебро, превращая куски металла в красивые украшения или элементы одежды.
Агульская мужская одежда подвергалась наименьшему влиянию на протяжении многих веков, однако начиная с середины XX в. крой и состав мужского костюма претерпевали большие изменения. Повлияли на это глобальные события, политические и социально-экономические факторы.
Несмотря на переход на европейскую одежду, представители старшего поколения и во второй половине XX в. выбирали плечевые изделия длиной ниже бедер, потому что адаб горца предписывал носить скромную, ниспадающую одежду, обязательно надевали головной убор — папаху, шапку. В XXI в. массовая мода вконец преобразила горцев, однако старшее поколение помнит об истоках, о традициях, связанных с одеждой, о каждом предмете гардероба и его предназначении.

Нажабат Курбанова