Джума-мечеть Баб аль-Кист Риджа

Вопрос датировки старых мечетей в Дагестане остается открытым. Исключение составляет Джума-мечеть г. Дербента, строительство которого определяется 733-734 гг. новой эры. Такую же хронологическую глубину, согласно сведениям местных исторических сочинений, имеют мечети и некоторых других населенных пунктов, расположенных в горной зоне региона. Одна из них — это мечеть селения Рича, нынешнего Агульского района РД, получившего в источниках почетное название Баб аль-кист Риджа — «Ворота справедливости Рича».
По поводу датировки ее часто возникают дискуссии. Причиной тому в определенной мере служат официально принятые паспортные данные Комитета по охране культурного наследия Дагестана, согласно которым мечеть определяется сооружением 13 века, хотя такая датировка полностью противоречит имеющимся историческим сведениям.
Так, например, известно, что в первой половине 13 века эта мечеть была сожжена татаро-монголами в 1239 г. во время осады села, а затем, в 1250 году по приказу, пришедшего к власти в Рича, эмира Адама бен Абд аль Малика бен Мухаммада, была восстановлена. Так гласит одна из надписей, найденных учеными на стене мечети. Если мечеть к этому времени не существовала, то и сжигать и разрушать не существующую мечеть татаро-монголы не смогли бы, да и восстановить было бы нечего. Поэтому 13 век никак не годиться в качестве стартовой даты появления этого старейшего в республике культового сооружения. Относительно датировки Джумамечети с. Рича высказывались и другие мнения. Так, небезызвестный Гасан Алкадари относил ее к сооружениям 19 в., а советский исследователь Б.А.Калоев — к 13 в.
Омолаживает ричинское культовое сооружение и широко известный в советское время специалист Г.Н. Любимова. «Мечеть селения Рича, по-видимому, неоднократно перестраивалась и ремонтировалась. Возможно, что при тщательном исследовании ее кладки будут обнаружены части стен 12-13 вв.», считает она. Касаясь этого вопроса, Г.Н.Любимова приводит следующее резюме: «Однако большая часть существующего здания относится, несомненно, к более позднему времени, это прежде всего резные деревянные детали (окна, двери, столбы), которые можно датировать самое раннее 17-18 вв., но никак не 13 в., как утверждает Б.А.Калоев. Это вполне очевидно, ибо даже в Табасаране, откуда агулы заимствовали искусство художественной резьбы «плетенкой», а также форму столбов и дверей, подобные детали датируются в основном 19 в. Более позднего происхождения, вероятно, и аркада, галереи мечети, которая могла быть построена или перестроена в 19 в., так как в горных района Дагестана полуциркульная арка стала широко применяться именно в это время».
Иного мнения придерживается А.Р- .Шихсаидов, который строительство ричинской Джума-мечети датирует 11 в., что, безусловно, намного ближе к истине. Для оценки возраста культового объекта исследователь применяет несколько неожиданный логический подход — сравнивает ее с мечетью рутульского селения Ихрек, которая существовала уже в начале 11 в. Он пишет, что: «Вполне возможно, что к 11- 12 вв. относится также строительство мечети в селении Рича (Агульский район). Ряд куфических надписей в северной стене мечети и сходство в планировке, формах и размерах с минаретом в Ихреке позволяет отнести строительство мечети в Рича примерно к 11-12 вв.», — заключает он.
Как не трудно заметить, и это оценка носит предположительный характер. На наш скромный взгляд, здесь, следовало бы учитывать, что все ранние мечети в горной зоне имели единую планировку — как правило, это были простые одноэтажные помещения прямоугольной формы, размеры которых зависели от количества населения в каждом конкретном населенном пункте. Крупные поселения могли позволить себе помещения больших размеров, тогда как мелкие ограничивались небольшими комнатками.
В этом плане Рича и Ихрек приблизительно одинаковы по размерам и по населению, чем можно объяснить некоторое тождество параметров главных культовых сооружений этих сел. Поэтому, думаем, что в попытке определит возраст одного объекта сквозь призму особенностей другого присутствует определенный риск.
Мечети, безусловно, символизирует присутствия ислама на той или иной территории, но они не существуют сами по себе просто как символы или знаки, а являются частью инфраструктуры, связанных с комплексом обязательных ритуальных действий, выполнение которых требует предназначенное для этого место. Существование мечетей этим и обусловлено. Поэтому, если ислам имеет место где-то быть, то там должны быть и мечети. А Агулы, как известно, это один из тех народов Дагестана, которые приняли ислам на раннем этапе его появления в регионе. Соответственно с этим следует ожидать, что и инфраструктура позволяющие провести коллективные ритуальные действия здесь появилась также рано. Что касается зданий мечетей, то они могли периодически перестраиваться, детали их обновляться, как это предполагает Г.Н. Любимова и о чем, кстати, сообщается и в надписях на стенах ричинской мечети. Но неверно оценивать возраст таких объектов, опираясь только на побочные нюансы, игнорируя время появления самого Института коллективных ритуальных действий. Так, например, электричество в Джума-мечеть была проведено в 70-х гг. 20 в. Но будет ли верно, опираясь на этот факт, говорить, что и мечеть здесь появилась лишь в 20 веке?! То же самое касается покрытие кровли объекта асбестоцементным шифером или облагораживания двора мечети, осуществленного сравнительно недавно. Повторим, агулы — это один из тех народов, который приняли ислам на раннем этапе его появления в регионе.
Согласно имеющимся данным, в 738 г. они наряду с некоторыми другими народами Дагестана в Кабале подписывают с Марваном ибн Мухаммадом договор о сотрудничество с арабкой военной администрацией. Согласно сообщению ал-Куфи, такое же соглашение, подкрепленное такой же охранной грамотой, была достигнута с лезгинами, табасаранами и агулами в той же Кабале и ранее полководцем Сураком ибн Амром. Собственно говоря, об этом прямым текстом повествует ал-Куфи, когда сообщает, что владыки Лакза, Филана и Табасарана согласились с условиями, предъявленных им арабами в Кабале. В последующем, в отличие от других названных народов, агулы не выходят из заключенного договора и за соблюдение его норм получают от арабов налоговые преференции. Как сообщает Беладзуры, правитель агулов (Филана) «единственный царь (гор), не обложенный данью арабами». Знаменитый энциклопедист 12 века Якут, со ссылкой на сведения авторов 10 в., среди прочих политических единиц Дагестана того периода, упоминает целостную еще на тот момент «небольшую область Филан, расположенную за Табасараном». В 11 веке, судя по всему, это владение распадается на части. Так к 1080 году относиться упоминание уже «магала Рича» рядом с основной частью Филана в одном из вариантов исторического сочинения «Дербент-наме». То есть, к этому времени Ричинский магал в источниках позиционируется как самостоятельное от Филана образование со своими политическими амбициями. К концу 11 века, если судить по письмам ширваншаха Фарибурза-1 «к некоторым населенным пунктам страны Лакз» и «к народу пограничья Гумик» (в обеих случаях имеется в виду агулы и агульские села, граничащие с лакцами. Г.А.), Рича превращается в портал активного распространения новой религиозной доктрины в глубь дагестанских гор, за что, кстати, и получает почетное прозвище Баб аль-кист Риджа — «Ворота справедливости Рича».
Примерно к тому же периоду относится упоминание агулов, в развернувшейся в 1033 г. возле даргинского селения Уркарах, битве под командованием некого Хусрава из Дербента и раиса, тогда еще не успевшего «одаргиниться» агульского селения Амух. Сообщается, что мусульмане встретили, направляющиеся на грабеж сводные войска русов (викингов) и алан на подступах к своим поселениям и разбили их наголову, после чего захватчики больше не беспокоили исламские центры.
К раннему этапу относиться религиозная деятельность и в селении Буркихан. Здесь, согласно эпиграфическим данным, строительство минарета датируется 12 веком (Калоев Б.А. Агулы. Материалы научной сессии из истории народов Дагестана. с.2). Следовательно, мечеть была воздвигнута еще раньше.
Такие сообщения показывают, что в 11 веке, ислам в Агуле не только имел твердые позиции, но некоторые из населенных пунктов магала превратились в самостоятельные исламские центры, которых в опасные моменты жители защищали с оружием в руках. В это же время территория Агула попадает под влияние Ширвана, который в последней четверти этого века «действительно представлял собой сильное и влиятельное государства» (М.Г.Гаджиев и др. История Дагестана. 1996. С. 252). Есть основание полагать, что распад единого прежде, хоть и небольшого владения агулов Филана и возвышение некоторых из его сел произошло в 10 веке. В сообщениях арабских авторов в 10 веке он еще упоминается, но затем исчезает из них.
Применительно к первой половине 8 века Якут сообщает о христианском населении Филана. Но с 735 г. (117 г.х.) агулы наряду с лезгинами и табасаранами уже начинают участвовать в «хазарских» походах арабов. Следовательно, укрепление ислама в Агуле произошло между этими двумя событиями, то есть в промежутке времени между первой половиной 8 века и 10 веком. Это около сто пятидесяти лет, что вполне достаточно для того, чтобы новая вера упрочивалась в горах и пустила корни. Поэтому следует предположить, что в соответствии с этим положением и первые исламские культовые сооружения, прежде всего мечети, здесь должны были появиться в этот период.
Более определенно о ранних культовых сооружениях в горной зоне Южного Дагестана говорят местные исторические хроники. Прежде всего речь здесь может идти об анонимной исторической хронике, посвященное исламизации Дагестана и, получившее в литературе условное название «История Абу-Муслима». Обратимся к этому документу, но прежде, чтобы читатель имел представление, о чем вообще тут идет речь, приведем некоторые характеристики ее.
«История Абу Муслима» известно в девяти Списках, из которых три обнаружены в агульских селах, один в Гельхене, ранее входивший в союз агульских сел, а остальные в других района республики. Часть исследователей склонны считать «Историю Абу Муслима» поздней работой. Так, В.Ф.Минорский называет его «Псевдо-Дарбанд-нама», а также полагает, что оно может быть «…извлечением из Ахтынама». Позднейшей обработкой важных исторических тем считает «Историю Абу Муслима» и А.Е.Криштопа. В этом плане несколько иной точки зрения придерживаются А.Р.Шихсаидов, Т.М.Айтберов и Г.М.-Р.Оразаев. В «Истории Абу Муслима» отмечают поздние вставки, которые дают повод выше названным исследователям считать ее «поздней обработкой важных исторических тем».
Вместе с тем дагестанские исследователи в «Истории Абу Муслима» выделяют две даты: первая треть 8 в. и начало 10 в., а также отмечают, что «Абу Муслим, сыгравший выдающуюся роль в свержении династии Омейядов и приходе к власти Аббасидов в 750 г., в Дагестане не был. Абу Муслимом стали называть Масламу, арабского полководца, правителя Ирака и Хорасана, совершившего в 91/709-10 и 113/731- 32 гг. разорительные походы на территорию Дагестана. Замену эту предстояло произвести до конца — так появился рассказ о борьбе Абу Муслима с Марваном (т.е. о событиях середины VIII в.). Когда произошла эта «подмена» — точно неизвестно; «История Абу Муслима» дает некоторые основания отнести это интересное явление примерно к X в.». Другими словами, события, о которых повествует в «Истории Абу Муслима» имеют по собой реальную основу, произошла только подмена имен главных действующих лиц.
Но, как бы то ни было, по части интересующегося нас вопроса в этой «Истории…» сообщается, что Абу Муслим «летом сражался с жителями области Баб ал-кист, называемой Риджал, а зимой — с жителями Баб ал-абваба, называемого Дербенд.
Затем Абу Муслим построил мечеть в селении Кала Кура, куда назначил своего сына михтара Санджаба. После этого он построил мечеть в селении Ахти и поселил там свою сестру с ее мужем Исхаком Кундишканом… Потом он построил мечеть в Риджа и Мака и назначил в эти оба места Амир Хамзу, сына своего дяди по линии отца».
Таким образом, получается, что из числа первых мечетей, построенных в горной зоне, третьим по счету был возведен в с. Рича Агульского района. Кроме того, при всех искажениях дат и событий в анализируемом документе, если даже допустит таковые, время строительства первых мечетей в горных селах Дагестана, прежде всего Джума мечети с. Рича, укладывается во временные рамки, указанные нами выше — это промежутке между первой половиной 8 века и 10 веком.

Журналист, лингвист и историк Гаджи Алхасов