«Если бы я была учительницей…»

Осень ассоциируется золотом опавшей листвы и тихими напевами холодных ветров. А еще — с учебой. Именно в эти яркие, пронизанные солнечным светом дни мы чаще вспоминаем своих учителей и шумные классы, запах тетрадок и школьные учебники. Ностальгия подхватывает воспоминания, как ветер осеннюю листву, и переносит в счастливое беззаботное детство. Октябрьским днем 1986 года в селение Амух прибыла молодая учительница. Отправленным по распределению выделяли жилье — чаще всего комнату в доме с хозяевами, где размещалось нехитрое имущество, — и можно было приступать к работе. Новая учительница работала с младшими детьми, вела 1-3 классы. Дети внимали и впитывали в себя не только знания, но и новые мысли, спокойствие и позитивный взгляд на мир. Учительницей той была Багаудинова Лимунат Курбановна. Окончив в 1980 году среднюю школу с. Тпиг, поступила в Дагестанский государственный педагогический институт И в школе, и в институте учеба давалась легко и увлекала, как впоследствии и процесс обучения в роли педагога. Решение стать учителем возникло в далеком детстве, и как-то сразу, без раздумий.
Когда будущая учительница была еще маленькой девочкой, в начальной школе она сидела с девочкой Луизой, лучшей своей подругой. Мама Луизы являлась учительницей класса. Добрая, ласковая, понимающая, которая могла теплым словом поддержать и заставить поверить в свои силы. Именно с ней, с Фатимат Курбановной, связаны детские воспоминания, именно она в свое время стала источником вдохновения. На одном из уроков Фатимат Курбановна перед сочинением опрашивала учеников, кем бы они хотели видеть себя в будущем. Кто хотел стать летчиком, кто космонавтом, кто врачом… Но как же работа учителя? Неужели никто не хочет быть похожим на прекрасную Фатимат Курбановну, которая держала их за руку и учила выводить первые знаки и буквы, всегда выслушивала и понимала, беззаветно любила и старалась не показывать всю глубину своих чувств, но бесконечно дарила тепло? Тогда героиня сего рассказа четко заявила, что хочет стать учительницей. И это решение осталось с ней на всю жизнь. Сейчас, по прошествии многих лет, Багаудинова Лимунат с теплом и благодарностью вспоминает свою первую учительницу и решение, принятое в детские годы. Если бы можно было вернуться назад и снова сделать выбор, он остался бы неизменным.
38 лет Лимунат Курбановна работает в школе и ведет юбилейный, 10 по счету свой класс.
Все эти годы работе отдается много сил, но дети, невероятно искренние, радуют каждый день и заряжают энергией. Работа учителя — не просто ведение уроков: это саморазвитие, внеклассная и индивидуальная работа с учащимися, большая подготовка к урокам, поиск нового материала, подготовка — печать, а иногда и ручное изготовление необходимых материалов, проверка тетрадей и записи для работы с учениками, которым та или иная тема дается нелегко. Зачастую приходится работать по ночам, за полночь, но любовь к своей профессии пересиливает все. Благодаря неиссякаемому усердию и вложенной любви Лимунат Курбановна достигает высоких результатов в работе: ее выпускники показывают хорошие результаты. В своей работе Багаудинова Лимунат опирается на работы выдающихся деятелей педагогики, в том числе Яна Амоса Коменского и Антона Семеновича Макаренко. Любимой книгой, перечитываемой много раз, является «С любовью и тревогой» А.С. Макаренко. Педагог согласен с мнением авторитета в том, что воспитание детей начинается с их рождения. Конечно, на практике метод не применяется, но то, что процесс формирования цельной и здоровой личности немыслим без участия родителей — факт неоспоримый. В этом плане Лимунат Курбановне было легко: родители с глубоким уважением относились к педагогу, давали хорошее воспитание потомкам и активно принимали участие в школьной жизни детей.
Учительница год проработала в Амухе, 27 лет — в Хутхуле, 10 лет — в Тпиге. Каждый коллектив, класс и родителей ценит и сейчас, вспоминает добрым словом. Коллеги слышат от нее только слова поддержки, а выпускники — похвалу. Каждым своим учеником Лимунат Курбановна гордится, потому что в его становлении было много ее труда, любви и тепла. Вдохновившись примером первой учительницы, Лимунат Курбановна стала таким педагогом, каким мечтала быть: понимающим, чутким, поддерживающим. И в этом — неиссякаемая благодать… Молодая учительница пришла в незнакомое ей село и начала вести уроки у детей, которые говорили на незнакомом ей языке (даргинском). С тех пор минуло много лет, сменилось много поколений. Каждое поколение отличается от предыдущего, но всегда ученики в набираемых классах — самые любимые и самые родные. По прошествии многих лет любовь не затухает, а теплится в сердце, где хватает места каждому. И неважно, сколько времени прошло — любовь в учительском сердце живет всегда…

Нажабат Курбанова