Мусаев Абдулризак Абаевич работает директором Тпигской СОШ. Эта должность требует особого подхода к своей работе, умения грамотно и четко решать поставленные задачи, находить консенсус в самых сложных ситуациях.
— Абдулризак Абаевич, директор школы — должность не только почетная, но и ответственная. Какие сложности вы испытали, работая директором Тпигской СОШ?
— В течение долгого времени я работал начальником Управления культуры. И работа в сфере культуры и должность директора школы — это взаимодействие с людьми. Приходится искать пути для диалога, чтобы решать основные задачи.
Но работа в школе имеет свои особенности, потому что требует двойной ответственности. Ведь нужно соблюдать права и обязанности не только педагогов, но и детей. А это сложная задача.
Главная задача директора школы — создание плодотворного климата в школе, который способствует образовательному процессу. Это возможно не только опираясь на административно-правовые акты, но и используя гуманистические идеалы.
Мы прикладываем множество усилий, чтобы диалог педагогов был в рамках толерантности и взаимоуважения. Например, помимо учительской, где решаются рабочие вопросы, организована дополнительная комната отдыха, где педагоги могут отдохнуть во время перемены от уроков. Это объединяет коллектив.
— Какие итоги можно подвести за год вашей директорской работы?
— Тпигская СОШ работает круглогодично. Это связано с тем, что здесь помимо непосредственно школьных мероприятий, проводятся и итоговые аттестации, районные олимпиады, курсы повышения квалификации педагогов района. Плюс у нас в школе учатся 250 детей. Все это требует специального оснащения и правильной комплектации школы. Мы своими усилиями проводим текущие ремонты. Например, силами педагогов совместно с руководством школы были отремонтированы и полностью оснащены кабинеты: физики, химии, биологии. В соответствующее состояние приведен актовый зал. Организована молельная комната. Свой вклад вносят и спонсоры.
Но плановые косметические ремонты не решают основные проблемы. Назрела острая необходимость типовой школы, которая позволит поднять уровень образовательного процесса на новую ступень, предоставив нашим педагогам и учащимся комфортные условия.
Но наш педагогический коллектив несмотря на нерешенные проблемы, делает свою работу на хорошем уровне. За 2018-2019 учебный год я посетил более 70 школьных уроков и внеклассных мероприятий, также было организовано взаимопосещение. Это основные аспекты методической работы, которая проводится в школе.
— Что планируется сделать в ближайшее время?
— Школа, являясь закрытым учреждением, требует соблюдения единых требований. Это относится не только к знаниям, но и к внешнему виду учащихся. Вопрос по поводу школьной формы требует детального обсуждения не только с Управление образования, но и с родителями. Поэтому этот вопрос пока в разработке. Окончательное решение должно быть единым, осознанным, а не стихийным.
— Как вы оцениваете результаты итоговых аттестаций?
— Общая подготовленность учащихся в Тпигской СОШ на хорошем уровне об этом свидетельствуют данные:
Из 12 аттестатов с отличием в районе, 5 принадлежат учащимся нашей школы. Есть в этом году у нас и «золотая медаль». Ее получила Мусаева Айша, выпускница 11 класса.
Существующие недочеты можно решить одним единственным способом — это грамотная серьезная подготовка к итоговой аттестации. Это ключ к высоким баллам.
— В 2019 году изменилась система оплаты труда педагогическим работникам. С вашей точки зрения это позитивное изменение?
— Об этом нововведении нам сообщил представитель Минобразования и науки на совещании в с. Ахты, где собралось более 500 представителей разных школ. Ранее существовала целая система расчета и начисления зарплаты, которая формируется из множества компонентов. Это константная сумма, плюс стимулирующее начисление, которое происходит из ряда аспектов, например, результаты итоговых аттестаций, достижения олимпиад, внеклассные мероприятия и т.д.
А сейчас поменялись приоритеты, ряд изменений коснулись молодых специалистов и педагогов с большим стажем, но среднее звено не почувствовало значимых изменений. Это отрицательно сказалось на педагогах высшей категории.
— Какие меры применяются для подготовки к отопительному сезону?
— С отоплением проблем не ожидается, но поддерживать комфортную температуру в изношенном здании задача не простая, тем не менее, мы делаем все, чтобы в школе было тепло.
Такие вопросы как отопление, состояние санузла, организация питания, состояние другой необходимой инфраструктуры является неотъемлемой задачей каждого руководителя образовательного учреждения. Эти моменты делают жизнь учащихся и учителей более комфортной.
Школа является важнейшим социальным институтом общества. Его основной функцией является не только воспитание, но и социализация подрастающего поколения. Для небольших сел горного района школа является центром жизни, местом проведения мероприятий. Хотелось бы, чтобы образовательный аспект стал для людей намного важнее, ведь образование делает каждого человека лучше, помогая достигать новые вершины.
А.Магомедова