Супруги Курбановы из села Хутхул отпраздновали «железную свадьбу»

Семья — колыбель духовных ценностей и устоев джамаата; мир, где бережно хранятся традиции, передаваемые из века в век многими поколениями, чтят заветы предков и наследие своего народа. Дружная семья — та, в которой каждому дается все самое лучшее, что есть внутри семьи и вовне. Крепкая семья — это баракат. У доброго очага собираются разные поколения, и создаются семейные традиции, что навевают тепло. Курбановы Абид и Киситай из селения Хутхул Агульского района создали именно такую семью.
Сыграв свадьбу в октябре тысяча девятьсот пятьдесят восьмого года, супруги вот уже более шестидесяти пяти лет проживают вместе, проходя жизненный путь рука об руку. В этой семье девять детей, девятнадцать внуков, тринадцать правнуков. Каждому прививались высокие моральные ценности и ответственность перед совестью, уважение к культурам народов и любовь к родной земле. Путь длиною в жизнь… Высоко в горах играла свадьба. Веселый такт отбивал барабан, звонко пела зурна, и под мелодии гор невеста обрела новый дом и новую жизнь. Родителей мужа стала величать отцом и матерью, относиться к ним с почтением. Здесь теперь ее очаг. Через несколько дней после свадьбы муж уехал — вернулся к месту службы, откуда его вызвали телеграммой.
Курбанов Абид проходил военную службу в авиационных войсках в Крыму, в городе Джанкой. Быстро обучался всему новому, стал оператором первого класса. По возвращении из армии поступил на исторический факультет университета на заочное отделение, параллельно работал в Хутхульской школе (тогда еще восьмилетней). Жизнь в горах — не из легких. Необходимо было работать на государственной работе, заниматься земледелием и держать подворье скота. Растить детей, уделять им время. Где найти такие силы, чтобы своими руками добытым хлебом вскормить и взрастить девять детей? Как не растерять душевный свет, совладеющий с рутиной непрерывных тяжелых будней и позволяющий гордо смотреть в будущее? Столь ли хрупки те плечи, на которые легла эта ноша? Абид и Киситай — дети войны, прошедшие тяжелые голодные годы, с самого детства познавшие тяжелый физический труд и лишения.
Абид рос в многодетной семье. После того, как отца — Курбана Ибрагимовича — забрали на фронт, забота о семерых детях и их больной бабушке легла на плечи матери, Ашуры. Провизию отправляли на фронт. «Все для фронта! Все для Победы!» Несмотря на каждодневный труд, еды часто не хватало. Двух детей семья потеряла… Отец вернулся в сорок шестом с Дальнего Востока, изможденный, часть пути прошедший пешком. И все стало хорошо, потому что — вернулся, потому что — живой… А Киситай отца не помнила. Ей было всего два года, когда началась война и их отец, попросив жену беречь троих детей, отправился на фронт. Базай Гамидович так и не вернулся… Мать, Фатимат, вышла замуж за другого фронтовика — Саидова Рамазана, кавалера ордена Красной Звезды. Детей он любил как своих, стал добрым и заботливым родителем. Но жизнь в горах сурова. С самого раннего детства приходилось много работать, заниматься тяжелым физическим трудом. Вместе со взрослыми сеяли и собирали урожай, косили сено и приносили на своей спине, мололи зерно и пекли из муки хлеб. И хорошо, если хлеба было вдосталь. Хотя бы ржаного. Или хотя бы кукурузного, потрескавшегося, но насытиться…

Дети тех лет в полной мере познали тяготы жизни, перенесли холод и голод, тяжесть военного времени и ношу, что им была не по годам. Но когда повзрослев Абид и Киситай создали семью, они пообещали себе, что дадут детям только лучшее. Работали много и тяжело. Содержать хозяйство — дело непростое. Продукты были только собственного производства. Абид работал в школе, Киситай в колхозе, и оба выполняли хозяйственные дела с утра до ночи. Летом во время отпуска Абид уезжал на заработки. Работал на шахтах, на нефтяных промыслах, зарабатывал трудом рабочего, чтобы прокормить детей. Несмотря на то что работали много, Абид и Киситай достаточно времени уделяли воспитанию детей.
Каждый вечер, когда семья собиралась вместе, Абид читал детям вслух, переводил. Рассказывал интересные истории, делился новостями науки. Киситай учила дочерей прясть и вязать, открывала секреты ковроделия и правильного окрашивания шерстяных нитей. Объясняли природные явления и религиозные запреты с научной точки зрения. Учили детей основам религии. Отвечали на сто тысяч «Почему?». Рассказывали детям сказки на ночь. И все несмотря на усталость после трудового дня. Но так получалось, что труд продолжался и в вечернее время, когда вся семья занималась работой внутри дома: ткали, пряли, вязали, мололи, готовили. И обязательно готовились к урокам. Учиться полагалось только на «отлично», снисходительно относились к отметке «хорошо». Детей в детстве обучали интеллектуальным играм: шахматам, шашкам, домино. Распределялись группами в зависимости от вида игры. За право играть с отцом соревновались между собой. В доме всегда было много гостей, собирались родственники. Когда кто-то приезжал издалека либо после долгого отсутствия, обязательно устраивали застолье, созвав родных и друзей. Не отказывали в помощи. Даже если приходилось себе в чем-то отказывать, родственникам, в том числе дальним, всегда помогали. За это Абида и Киситай сильно уважали.

Когда Курбановы поженились, им был двадцать один год и девятнадцать лет. Сейчас им восемьдесят семь и восемьдесят пять.
Абид и Киситай по-прежнему поддерживают друг друга, дают детям ценные советы. Их дети работают в различных сферах: медицина, образование, управление. В семье Курбановых образовалась династия учителей. Дети Абида и Киситай проживают в разных частях страны. Но есть прекрасная традиция: раз в год они собираются у семейного очага. Можно гордиться разного рода предметами. Но самая большая гордость — дружная семья.