[smartslider3 slider=40]Каждое село имело своего судью
Интересные исторические документы обнаружил я на днях, копаясь в архивах моего покойного отца Манафова Джалила Манафовича из села Хутхул Агульского района.
Он был одним из первых педагогических кадров из числа коренного населения со времени установления Советской власти в Агульском районе. 30 лет был директором Хутхульской школы. По специальности он был историком и бережно относился ко всякого рода историческим фактам и документам.
Мы, агульцы, мало чего знаем о правлении царской России в Агуле. Знаем лишь из уст наших дедушек и бабушек, что было какое-то николаевское время («Никалай замана»).
По историческим данным известно, что в 1839 г. образовалось Кюринское ханство с надзором над ним начальника Самурского округа, а в 1850 г. Дербентского военного губернатора, куда вошли 8 магалов Кюры, а также территории Агульского, Кошанского и Ричинского Союзов сельских обществ с центром в селе Курах. И это после присоединения Дагестана в 1813 году к Царской России по Гюлистанскому мирному договору, т.е. спустя 26 лет.
Какое административное правление и взаимодействие с агульскими общинами было у царской администрации я не встречал нигде. Я не специалист по истории, но общедоступные материалы и издания по истории Дагестана все-таки читал и интересовался историей своего народа. И вот что я узнаю из нашего семейного архива, относительно царского правления в Агуле.
Оказывается, каждое село имело своего судью с царской гербовой печатью с двуглавым орлом. Наряду с гербовой печатью на документах, написанных на арабском алфавите, стоят несколько печатей с арабской вязью. Это, видимо, какие-то сделки, соглашения, обязательства имущественного, земельного характера моих предков, содержание их мне не известно, нужен перевод. Таких документов около сотни на арабском алфавите. После перевода можно будет представить, какие правовые взаимоотношения существовали в то время между царской администрацией, сельскими общинами и населением.
Из того, что мне понятно, можно предположить, что параллельно с царской администрацией в Агуле того времени существовала как местная, так и духовная администрация, которая также удостоверяла документ своей печатью. Все тексты написаны на основе арабского алфавита, но это не значит, что и язык арабский. Это может быть кумыкский (тюркский) язык, который был в то время языком межнационального общения в Дагестане.
Интересна печать царской администрации с оттиском «Кадий Амухского сельского управления Кайтагско-Табасаранского округа». А ведь кадий — шариатский судья. Не менее интересен документ с печатями «Тпигский сельский судъ Кюринского окр», а рядом печать с арабскими буквами и дата 1902 г.
Интересен паспорт на фото, выданный моему прадедушке Али Гусейнъ Оглы из Курахского участка в 1915 г. на 1 год до декабря 1916 г. в разные города и селения Российской Империи. Видимо, без этой бумаги из Кураха никто не мог выехать за пределы Дагестанской Области Кюринского округа. Из этого документа я впервые узнал имя моего прапрадедушки Гусейн. Надеюсь эту статью из интернета версии газеты «Вести Агула» прочтут и мои родственники в США, потомки Абдурахмана, чье имя я ношу и тоже узнают имя своего прапрадеда.
Думаю, таких исторических документов, которые отображали бы общественную жизнь и историю народа найдутся в каждом агульском селении.
Из крупиц мы сможем воссоздать большую историю нашего маленького агульского народа. Дело за специалистами и историками, переводчиками. Думаю, фундаментально и глубинно история агульского народа до сих пор не изучена. А за нас это никто не сделает. Вот бы целевые государственные гранты и конкурсы на это дело молодым способным специалистам из числа агульцев.
Хотелось бы надеяться, что со временем в школах Агульского района появится учебник «История агульского народа».
А.Манафов