«Мне стыдно». Что происходит в Дагестане после массовых беспорядков?

29 октября толпа молодых мужчин прорвалась на территорию международного аэропорта «Уйташ» в Махачкале. Беспорядки произошли из-за рейса, прилетевшего из Израиля. В результате погромов пострадали 23 человека, в том числе сотрудники правопорядка. Что происходит в аэропорту сейчас и как оценивают произошедшее в Дагестане — в репортаже dag.aif.ru.
Ломать и строить
Утром 30 октября обстановка в аэропорту спокойная. У входа в терминал «B» для международных рейсов рабочие устанавливают дверь, которую выбили во время беспорядков. Рядом дежурят сотрудники правоохранительных органов. Их на удивление не много — несколько десятков человек. Тем временем сотни людей на территории аэропорта ждут своих рейсов. Таксисты предлагают поехать в Грозный за 1500 рублей с человека. Набирают по четыре человека, итого — 6 тыс. рублей за поездку. Один из таксистов пояснил корреспонденту dag.aif.ru, что 6 тыс. рублей — это фиксированная цена, она никак не зависит от ЧП, случившегося прошлой ночью. Но желающих поехать на такси в Грозный практически нет. Люди ждут ответа от аэропорта или своей авиакомпании.
«Обидно, что устроили погром. Мы строили это здание и ограждения. Теперь будем восстанавливать, — вздыхает один из рабочих. Они заняты на строительстве нового терминала аэропорта, но теперь пришлось отвлечься на более срочные дела. — Вот установили новую дверь на входе. А поврежденные участки забора восстановим в течение дня».
Если толпа чего и добилась, так это сбоя в работе аэропорта. Рейсы в первой половине дня были отменены, и для тысяч людей из разных городов страны это создало большие неудобства.
Спустя некоторое время за пассажирами рейса Махачкала — Москва приехали два автобуса и отвезли их в Грозный, оттуда они полетят домой. Жительница Екатеринбурга рассказывает, что неделю назад приехала в Дагестан. Сегодня днем она должна была вылететь самолетом компании «Уральские авиалинии». В авиакомпании ей сказали, что рейс будет в три часа ночи.
Обходим аэропорт. После беспорядков сломан забор вокруг летного поля, на тротуарах в некоторых местах — выломана брусчатка. «Даже брусчатку раскидали», — прокомментировал ранее директор аэропорта. — Ворвались в зону досмотра, крушить начали кабинки, на втором этаже вообще разгромили…«. Впрочем, в аэропорту уверяют: в целом техника исправна и работает, но есть повреждения кабин паспортного контроля и в зоне выдачи багажа.
Напомним, накануне толпа из примерно полутора тысяч человек (точные цифры до сих пор не озвучены), сочувствующих палестинцам, прорвалась в здание аэровокзала и начала обыскивать его в поисках прибывающих граждан Израиля. Затем они, сломав забор, выбежали на взлетное поле, где попытались проникнуть в один из прилетевших самолетов. А после задержали один из автобусов, который выезжал из аэропорта, — но обнаружили в нем матерей с детьми, прилетевшими домой после лечения в Израиле.
Позже вечером 29 октября глава республики Сергей Меликов прокомментировал происходивший беспредел в своем телеграм-канале: «Нет никакой смелости в том, чтобы толпой поджидать безоружных людей, которые ничего запретного не совершали. Нет чести в том, чтобы ругать матом незнакомых людей, лезть в их карманы и пытаться проверить паспорт!»
Очевидно, он имел ввиду видео, распространившееся в соцсетях, где дагестанские мужчины окружают прибывшего пассажира и забирают у него паспорт. Позже выяснилось, что это никакой не гражданин Израиля, а врач, прибывший из Москвы на повышение квалификации. Однако его родным пришлось испытать немало неприятных минут, пока с ним не было связи. Прибывшие силовики уговаривали мужчин разойтись, однако их начали забрасывать камнями. В итоге пострадали девять сотрудников полиции, двое находятся в тяжелом состоянии. Всего же, как сообщили АиФ-Дагестан в Минздраве республики, пострадали 23 человека, 5 находятся в больницах, 18 с легкими травмами после оказания помощи отпущены домой.
«Установлены более 150 активных участников беспорядков, 60 из них задержаны и доставлены в территориальные отделы полиции», — сообщил начальник ГУ МВД России по СКФО Сергей Бачурин. — Полиция проводит дальнейшие оперативно-розыскные мероприятий по установлению всех причастных к беспорядкам«.
Как уточнили в следкоме Дагестана, по месту жительства участников погромов проходят обыски.
Насколько пострадал аэропорт?
Ущерб, нанесённый воздушной гавани, к счастью, оказался незначительным. Зона внутренних рейсов функционирует, в зоне международных отправлений пострадало оборудование. Изначально Росавиация сообщала о намерении закрыть аэропорт до 6 ноября, затем срок перенесли до 31 октября. В итоге 30 октября были отменены десятки рейсов, а часть бортов перенаправили в другие города. Но после полудня стало известно, что аэропорт уже возобновил работу. И это радостная новость для туристов в предвверии ноябрьских праздников. По заявлению вице-президента Ассоциации туроператоров России Сергея Ромашкина, сейчас в Дагестане находятся несколько тысяч организованных туристов.
«Вдохновляли» из-за границы
Как позже Сергей Меликов сообщил журналистам, достоверно известно: канал, призывавший к смуте, администрировался с территории Украины.
Сергей Меликов на встрече с прессой. Фото: Администрация главы республики Дагестан
«Я не понимаю, с какой целью молодые люди, собравшись толпой, подло создавали на протяжении нескольких часов ту ситуацию, которая, слава Богу, закончилась без потерь, жертв и серьёзных последствий. Чем мы помогли детям, старикам, женщинам, испытывающим страдания в Палестине? — заявил он. — Но, к сожалению, приходится констатировать, что поддержку им оказывали в том числе те, кому социально-экономические преобразования в регионе невыгодны, кто в свое время вверг республику пучину земельно-имущественных проблем, незаконно застраивал наши города, обманывал дольщиков, те, кому преобразования мешают в их незаконном заработке».
Также он объяснил, почему подразделения МВД и Росгвардии до последнего не применяли физическую силу: «надеялись образумить эту толпу, не управляемую никем за исключением тех, кто управлял ею дистанционно, при помощи социальных сетей». Меликов признался: ему стыдно за произошедшее. Ведь в остальных республиках Кавказа за исключением отдельных прецедентов подобного беспредела не произошло, спокойно было и Поволжье, где компактно проживают мусульмане и «достойно и цивилизованно оказывают поддержку палестницам». «А мы в Дагестане мы показали недостойное поведение наших земляков. Их немного, но, тем не менее, оценку дают сегодня Дагестану».
По мнению главы республики, произошедшее может негативно сказаться на имидже республики, которая в последнее время получает немало средств федерального бюджета и позиционирует себя как туристический регион. «В ближайшее время у нас должна пройти стратегическая сессия по туризму, куда мы будем приглашать резидентов, желающих участвовать в развитии этой отрасли в Дагестане. Захотят ли они после вчерашних событий приезжать и вкладывать в то, что будет Дагестан делать привлекательным для массового посещения?«
Как накажут погромщиков?
Как рассказала адвокат Арина Омариева, применение насилия к представителям органов правопорядка могут повлечь за собой уголовную ответственность — до 10 лет лишения свободы.
Кроме того, санкция статьи 212 УК РФ «Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти…», предполагает от 8 до 15 лет лишения свободы. А участие в таких массовых беспорядках наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет. «Пощады не будет никому», — уже пообещал Сергей Меликов. Тем более, что утром и днем 29 октября в его телеграм-канале и других, близких к властям, распространялась информация не поддаваться на провокации. Как говорится, вас предупреждали.
Директор Центра стратегических инициатив и политических технологий «Вектор» (г. Махачкала), политолог Ханжан Курбанов:
— Штурм махачкалинского аэропорта и беспорядки — это признак того, что в Дагестане за этот период «безбашенных, хаотичных тучных» — а для республики непростых «нулевых» — подросло немалое количество молодых людей, не отягощенных элементарным пониманием культуры ислама, но при этом истово верующих, религиозных и политически настроенных против власти и официальных мусульманских организаций и муфтията. Кроме того, последние две недели эскалации напряженности в секторе Газа добавили градус напряжения как в целом в дагестанское общество, так и в мусульманский демос. Подавляющее большинство активного дагестанского общества сильно переживает за судьбу детей, стариков и женщин Палестины, ставших заложниками этой ситуации.
Ночные беспорядки и выход деструктивной энергии некоторой части молодежи, а также признаки антисемитизма находятся, на мой взгляд, в пределах социологической погрешности и не являются угрожающими ни для Дагестана, ни для северокавказского региона в целом. Еврейских погромов исторически в Дагестане не было, к ним всегда относились в соответствии с Кораном: как к Ахл ал-Китаб — людям Писания. Много еврейских поселений стабильно и гармонично проживало в дагестанских аулах, что подтверждают и фундаментальные исследования ученых. Данный инцидент исключительно связан с агрессией израильской армии в отношении мирного населения Палестины.
Тем не менее для власти и религиозных организаций это сигнал о том, что нужно внимательнее прислушиваться к чаяниям и настроениям общества. Очевидно, надо корректировать как национальную, так и молодежную политику, сделать в ней соответствующие акценты. В религиозной проповеди и социальных медиа необходимо делать акценты на межэтническое и межконфессиональное содружество.
https://dag.aif.ru/society/mne_stydno_chto_proishodit_v_dagestane_posle_massovyh_besporyadkov