Жить в любви и согласии

Август необычайно жарким выдался в этом году в Махачкале. Душно даже в тени. На улицах редко встретишь прохожих, все сидят дома под кондиционерами. В один из таких знойных дней я с доставщиком пенсий одного из участка города Махачкалы Гаджимусой наведалась в гости к пожилой супружеской чете в Редукторном поселке.

На третьем этаже многоэтажного дома в светлой чистой однокомнатной квартире проживают супруги Ибрагимовы — Гаджи и Тамам. Застала я их за обеденным столом. Они встретили меня с улыбкой, вежливо пригласили к столу, угостили чаем и вкусными конфетами.

Гаджи — шустрый  общительный  и очень веселый человек.  Будто сто лет знал меня, спросил о моем здоровье, о семье, сделал  комплимент —  сказал, что никогда не видел некрасивую дагестанку — все ухоженные, чистые и аккуратные, чему я обрадовалась.

Тамам, супруга Гаджи — светлолицая, с голливудской улыбкой и славянской внешностью женщина. Улыбаясь, мило смотрела на своего мужа, изредка доливая его рассказ интересными жизненными обстоятельствами. Чувствовалась гармония в семье.   В такой дружелюбной атмосфере завязалась ненавязчиво наша беседа.

Родился Гаджи Рамазанович в селе Худиг Агульского района  в 1937 году. Смутно помнит отца и мать — они рано погибли. Осиротевшего ребенка отправили в Куркентский детский дом Касумкентского района. Хотя Гаджи не знал родителей, не видел материнской ласки, но был простым, добрым и внимательным ребенком. После окончания 7 класса вместе со сверстниками его отправили на курсы ФЗО в Каспийск по специальности каменщик.  Окончив их, в отряде молодых строителей поехал работать во Владивосток. Но не суждено было ему долго оставаться на чужбине, по состоянию здоровья Гаджи вернулся в родной Дагестан.

Юноше 18 лет не имевшему ни родных, ни близких надо было устраивать свою жизнь, работать и становится достойным человеком. Через полгода  после возвращения по трудовой путевке поехал в Сталинград (ныне Волгоград) на строительство гидроэлектростанции.  Это были 1955- 1956 гг. — самые тяжелые послевоенные годы, когда восстанавливали  разрушенные войной города и села, стране нужны были рабочие руки, поэтому и стар, и млад без устали трудились, поднимая сельское хозяйство и промышленность.

В 1956 году Гаджи призвали в ряды Советской армии, служил во внутренних  войсках  в Кемеровской области. Крепкий возмужалый горец через три года вернулся в Дагестан и устроился фрезеровщиком на заводе «Дагдизель», а затем машинистом насосной установки. Долгое время он не мог найти любимое дело, то зарплата не устраивала, то душа не лежала на этой работе пока не нашел постоянную работу. Поехал работать сначала слесарем, а потом крановщиком  на Чиркейгесстрой. Там и трудился до выхода на пенсию. Переехал жить в поселок Дубки. Как молодому специалисту ему выделили жилье, осталось обзавестись семьей.

Уже было 30 лет, надо было серьезно подумать о женитьбе, о семье, о детях. Первая встреча со своей будущей супругой Тамам, кстати,  она тоже воспитанница детского дома, произошла в Махачкале. Озорная и смышленая девушка, полная сил и энергии, предоставленная самой себе, такова была Тамам, когда впервые увидела своего будущего  мужа.

Долго не думая, Гаджи подошел к девушке и сделал ей предложение руки и сердца. Тамам была растеряна и не сразу ответила. Но юноша не отступал, каждую субботу приезжал в Махачкалу, одаривая девушку подарками, водил на фильмы, заботился о ней. Через год они поженились.  Свадьба была скромной на квартире Тамам. За праздничным столом сидели только самые близкие люди.

Время шло, Гаджи жил в Дубках, а Тамам в Махачкале. Появился в семье первенец Ибрагим, увеличились хлопоты,  Тамам одна не справлялась с хозяйством и маленьким ребенком. Гаджи принял решение забрать семью в Дубки. И молодая семья стала медленно, но уверено входить в жизненную колею.

Шли годы, в семье ожидали пополнение, и до рождения второго сына Мурада им дали более просторную квартиру. Раньше декретные отпуски  были короткими, молодые матери, оставляя маленьких детей, вынуждены были выходить на работу. И Тамам пришлось выйти на работу, чтобы хотя бы немного облегчить труд  супруга.

Окончив Дербентское ковровое училище, она до замужества работала ковровщицей  в Махачкалинском училище художественных изделий.

В Дубках ее приняли в цех компрессорных установок разнорабочей, где Гаджи работал старшим слесарем.  В большом женском коллективе он неплохо справлялся со своей работой и с коллективом. В дружном женском «батальоне» всегда было весело и шумно. А на вопрос: не ревновала ли молодая супруга, Гаджи исподлобья посмотрел на свою вторую половину, хитро улыбнулся и сказал, что милее и нежнее его Тамам и равных ей по красоте не было ни одной женщины в цеху. Любой женщине такое признание от мужчины приятно слышать. Тамам  засветилась, широко улыбнулась и немножко покраснела.

В 1975 году родился еще один джигит в семье Ибрагимовых  — Расул. Проработав немало лет в женском коллективе, Гаджи перевелся в Управление механизированных работ крановщиком. Работа сложная,  опасная, но если человек любит свое дело  — это ему в радость и в удовольствие. Приходилось ставить кран на отвесных скалистых местах, перевозить стройматериал. Одно неправильное движение и кран мог сорваться с высоты сотни метров. Опытный Гаджи отлично справлялся с любой трудностью.

Мальчики быстро выросли, окончили школу, поступили кто в вузы, кто в техникумы. Старший Ибрагим с отличием окончил исторический факультет ДГПУ и преподает в университете. Младшие тоже отучились и работают.

Чета Ибрагимовых до 2015 года жила в Дубках. В прошлом году по настоятельным уговорам детей, которые давно живут в Махачкале, переехали в столицу.

После стольких лет жизни в тихом поселке строителей Дубки переезд в шумный, душный суетливый город Махачкала, конечно, не прошел безболезненно для пенсионеров. Они жаловались на духоту, на скукоту. Тамам из-за болей  в суставах не может спускаться во двор, целый день сидит дома. Единственная отрада — дети и внуки, которые каждый день навешают своих любимых «старичков»,  заботятся о них.  У Тамам с Гаджи восемь внуков, некоторые из них окончили школы и учатся в вузах. На вопрос: «Счастливы ли они?» оба одновременно ответили «да».  Любовь, дети, мир в доме — вот счастье Ибрагимовых.

Дорогие Гаджи и Тамам, желаю вам счастливо провести совместную жизнь, не ведая горя и невзгод.

 

Шагалай   «Пенсионер Дагестана»