Современное село Тпиг, районный центр Агульского района, расположено на левом берегу Чирагъ-чая в долине Агъул-дере. Само название села Типпигъ, жители других сёл называют его по-разному — Типпагъ, Тивигъ, Агъул (ричинцы, бедюкцы и жители сёл, расположенных в долине Курах-чая).Нужно отметить, что село Тпиг, как и другие агульские поселения, образовалось путём слияния нескольких тухумных поселений — ЗулерхIур, ХIеджуIер, КъурихIур, ФурдухъхIур и Джафугъ. Слияние мелких тухумных поселений было вынужденной мерой для успешного противостояния внешним врагам.
Это слияние происходило в эпоху общинного землевладения в 12-15 вв. Однако позднее Тпиг, став крупным поселением, превратился в политический и экономический центр, на смену общинным отношениям пришли феодальные.
Однако феодальные отношения в Тпиге не получили такого развития, как у других народностей Дагестана, они существовали одновременно с сохранившимися общинными отношениями. Это нагляднее всего можно проиллюстрировать на примере земельных отношений в Тпиге до революции.
Если практически во всём Дагестане существовали пять видов земельной собственности (ханская, бекская, частная (мюльк), вакуфная (мечетская) и общинная), то у тпигцев распространение получили три вида — частная, вакуфная и общинная.
Частная (мюльк) собственность на землю пришла на место родового владения и распространялась в основном на пахотные земли. Пахотные участки можно было передавать по наследству, можно было и продавать. Однако свободная продажа не дозволялась и была ограничена рамками выкупа либо предпочтительной покупки, то есть продавец должен был либо получить разрешение тухума, либо предложить участок родственникам. Иначе договор купли-продажи мог быть аннулирован по настоянию собственников.
Исключение составляла передача участка другому тухуму или даже селу в качестве приданного невесты, что тоже рекомендовалось только после разрешения тухума. Безземельные же сельчане вынуждены были либо брать землю в аренду, либо батрачить на богатых или зажиточных крестьян. Хотя институт выкупа или предпочтительной покупки и мешал окончательному частной собственности на пахотные земли, тем не менее не мог остановить процесс сосредоточения пашен в руках состоятельных тпигцев.
Вакуфная (мечетская) собственность в Тпиге оформилась только после появления частной собственности на землю, пусть хоть и несколько ограниченной. Вакуфную собственность составляли земли, полученные мечетью по завещанию от частных лиц, чаще всего бездетных. Джамаат села распоряжался этими землями для содержания мечети, медресе и общественных дорог.
Общинная собственность на землю распространялась на пастбищные и сенокосные участки, лесные угодья. Избранные джамаатом наиболее уважаемые сельчане определяли, где и когда какой скот пасти, какие участки сохранять для зимнего выпаса, особо оговаривались места для выпаса тяглового скота. Если сенокосные участки близ села в позднефеодальный период уже находились в частной собственности у сельской знати, то участки, расположенные в удалении от села, распределялись старейшинами равными участками по жребию среди жителей села. Однако крестьянин, получивший отдалённый участок, не имел возможности доставить сено домой из-за отсутствия тяглового скота. Поэтому он продавал право косьбы этого участка богатым крестьянам, имевшим и арбы, и тягловый скот, и необходимый инвентарь, а сам чаще всего нанимался на косовицу. По завершении сенокосного периода все сенокосные участки, независимо от того, частные они или общинные, поступали в общественное пользование для выпаса домашнего скота в предзимний и весенний период.
Рассмотренные формы земельной собственности в Тпиге были обусловлены прежде всего тем, что основу джамаата составляли юридически свободные уздены, различающиеся материальным положением и отсутствием сложной социальной структуры сельского общества, какая сложилась, например, в Буркихане, где структура общества состояла из беков, узденей, райятов, чанков и рабов.
Абдулрашид Рамазанов