Агульский район граничит с шестью районами: Хивским, Курахским, Рутульским, Кулинским, Кайтагским и Дахадаевским.
В 14-18 веках агулы входили в состав Казикумухского шамхальства и объединились по ущельям в союзы сельских общин. После заключения в 1813 году Гюлистанского мира между Ираном и Россией и отхода территории Дагестана к России усилилось русское присутствие на территории агулов. В ходе административных реформ 1860-х годах агулы вошли в Кюринский округ. С 1921 года агулы в составе Дагестанской АССР. С 1928 года по ноябрь 1934 года агульские селения входили в состав Курахского района.
Агульский национальный район с центром в селении Тпиг, в составе Буркиханского, Дулдугского, Курагского, Ричинского, Тоанского, Тпигского и Хутхульского сельсоветов, Курахского района был образован в 1934 году.
Сегодня в районе имеется около 130 памятников архитектуры, 13 памятников археологии, 16 памятников истории и 16 памятников искусства и культуры. К району относятся 19 населённых пунктов, в большинстве которых проживают агулы. В трех селах — Амух, Чираг и Шари — живут даргинцы.
С образованием района была построена дорога через Магудере — ущелье, которое связывает район с низменностью. В послевоенные годы во многих аулах впервые открылись медпункты и больницы, библиотеки, школы, стала развиваться инфраструктура района. В районе проживает 11092 человек (2007).
Хотя село Анклух и упоминается, как относящееся к Амухскому сельсовету, фактически оно больше не существует, все его жители переселились на равнинную часть республики.
В настоящее время почти полностью оставлены и два других дальних и труднодоступных села на севере района — Цирхе и Шари, в которых постоянно проживает лишь несколько человек. Жители Цирхе в основном переселились в село Чинар Дербентского района.
Горный Дагестан пестрит древними малыми и большими аулами, гнездящимися высоко в горах, в поднебесье. Один из них живописный Чираг — раскинувшийся на южной стороне хребта Гургабек на левом и правом берегу реки Чираг-чай и ее притока Кумаарк. Находится он в самом центре Дагестана на высоте 2220 м над уровнем моря, восточнее Самурского хребта. Считается вторым после Куруша высокогорным селением в Дагестане и третьим на Кавказе. Отсюда с окрестностей его гор берут начало притоки почти всех крупных рек Дагестана — Сулака, Самура, Уллучая, Гюльгеричая. Река Гюльгеричай от тюркского слова «гюль» — цветок, который украшает этот край и имеет важное значение в сохранении его экологического равновесия.
В русле Чираг-чай расположены населенные пункты Рича, Тпиг, Хутхул, Дулдуг, Гоа, Хоредж, Хив, Лака, Архит, Цинит, Сардаркент, Куркент, Алкадар, Касумкент, Герейханово (Мамраш), Советское и другие. В долине реки проживали и проживают даргинцы, агулы, табасаранцы, лезгины, азербайджанцы и таты. Можем сказать, что она — венок цветов, река, объединяющая Дагестан, река дружбы народов. На ней были сооружены и работали гидроэлектростанции (Тпиг, Хив).
Русские путешественники, побывавшие в селении, восхищались сказочной красотой Чирагской долины, ее зелеными субальпийскими лугами. «По обеим сторонам дороги и по склонам гор роскошные субальпийские луга, которые отличались высотой и густотой травостоя. Таких высоких и роскошных субальпийских лугов я нигде в Дагестане не видел», — писал Н._Кузнецов.
Существует версия образования села, согласно которой один тухум до проникновения ислама, когда еще были очень крепкими позиции зороастризма в Дагестане, был изгнан из Зирехгерана (Кубачи). Этот род обосновался и присоединился к предкам чирагцев, которые жили в 2-3 км от Ашты (Дирбаги) в местности Кархала. Село это называлось Къархле ще. Затем оно постепенно переместилось в юго-западном направлении к верховьям притоков Уллу-чая. Сначала жили в местности ЛахъитIа-Чихянни, затем присоединились к средневековому городищу Гогнацци. Не последнюю роль в изменении местоположения села сыграли и набеги иноземных захватчиков, которые разорили село (Къархле ще). В то же время экономические, торговые, культурные связи с зирехгеранцами развивались интенсивно. Чирагцы (Къархлинцы) ездили не только торговать продуктами животноводства, но и на промыслы — работать у мастеров-кольчужников, златок узнецов, строить жилища.
Дома строили на скалах, на непригодных для пахоты местах, чтобы сэкономить пашни и луга, особенно поля, так как чирагцы вынуждены были обеспечивать себя круглый год хлебом, выращенным на своей земле. Аул представлял собой скученное поселение с вертикальной зональностью, построенное на крутой скале горы. Дома были расположены впритык, порою крыши нижних домов служили улицей для других (верхних) домов.
Н. И. Кузнецов писал, что в Чираге «дома несколькими этажами стоят друг над другом». Несмотря на большую скученность домов, на узость улиц, санитарное состояние аула было нормальным. Он же говорил о чистоте и порядке в селении.
В XIX веке и в советский период все более быстрыми темпами начинается освоение новых земель. В архитектуру села стал внедряться метод горизонтальной зональности. Строительство новых домов начали на новых местах Дарз-мацце, Накъаса, Кьалали, Кьвалбай. Связано это главным образом с улучшением жизненных условий населения. Жители села стали пользоваться привозным хлебом, а местные поля использовались для посева и заготовки кормов для скота на зиму. С другой стороны оборонительная функция аула перестала существовать и задачи отопления домов зимой стали решаться легче.
Среди чирагцев есть такие патриоты, как Гаджиев Магомедгаджи Магомедрагимович, который вложил средства в развитие с.Чираг — создал туристическо-гостиничный комплекс, создает свое фермерское хозяйство, тут имеются природный ландшафт, возможности организации туристических походов, с фотоохотой, с изучением лекарственных трав и исторических мест района.
Древнее агульское селение Рича расположено на правом берегу Чирахчая. Сами агулы, включая и ричинцев именуют это село ЧIа, в отличие от официального названия.
Селение Рича, по данным русских топографов 1819-1820 гг., располагалось на южном склоне горы, окруженном с трех сторон реками, а с четвертой — с запада — над селом, на горе стоит оборонительная башня. По гребню горы, прикрывая доступ к селу с севера, идет крепостная стена.
Одно из первых упоминаний о Риче встречается в местной хронике «История Абу-Муслима». «Летом арабы воевали за ислам в Баб ал-Абвабе, а зимой в Баб ал-Кист Риджа», — записано там. В хронике приводится большой список горных аулов, среди них и Рича, которые получил во владение некий араб Хамзат. Значит, Рича существовала еще во времена первых походов арабов в Дагестан.
Рича, благодаря своему выгодному стратегическому положению через некоторое время вновь стала крупным политическим центром агулов.
Через год после монгольского нашествия восстанавливаются крепостные сооружения, а через десять лет — разрушенное здание соборной мечети. В дальнейшем к Риче присоединились жители разрушенного селения Домхал-хор.
Строительство мечетей в Риче указывает на то, что аул является также и крупным религиозным центром Дагестана, за что и получил название «Ворота справедливости». Ричинская крепость является одним из самых древних строений района, домусульманские захоронения с богатым погребальным инвентарем (VIII-X вв.), эпиграфические записи (XI-XII вв.) и большое количество строительных надписей (XIII-XV вв.).
Село Хутхул — одно из крупных в Агульском районе. На сегодня здесь около 150 хозяйств и более 400 человек населения. Расположено оно в 1,5 км от райцентра, хотя можно сказать, что почти слилось с Тпигом из-за продвигающихся к Хутхулу новостроек. Хутхул обладает огромными территориями пастбищ и сенокосных участков. На юге он граничит с Курахским районом, с селами Усуг и Хпюг, на севере его владения доходят аж до Мисси и Курага. Село имеет большую историю.
Хутхул — одно из самых старых сел в районе. Несколько раз менялось его местоположение ввиду многочисленных нашествий. Село подвергалось разрушениям, но отстраивалось вновь. И сегодня руины можно наблюдать в местностях «Xlapyx» и «Гъуралдал». Кого только ни видели стены Хутхула за его многовековую историю — монголы, арабы, персы. И каждый раз полчища захватчиков встречали здесь упорное сопротивление. Но силы были неравны. И село подвергалось уничтожению. За старым селом есть площадка, на которой по преданию аскеры Надир-шаха затоптали лошадьми жителей села, героически оборонявшихся. А женщины и дети были угнаны в рабство.
Существует предание, что находившиеся на заработках отходники из села встретили на одной из тегеранских улочек женщину, которая, сбивая масло, пела на агульском языке песню, в которой упоминалось название родного аула. Оказывается, ее еще ребенком угнали в плен.
Кроме обширных земель в горах, хозяйство располагает лучшими кутанами в Каякентском районе рядом с курортной зоной. Лишним свидетельством солидного возраста села служат многочисленные кладбища.
По воспоминаниям старожилов, на площади, где ныне расположена администрация села, стоял лес надгробных камней, которые кувалдами свалили «строители нового». Да и дорога, проходящая через верхнюю часть села, построена на старинных могилах.
В Хутхуле на сегодня две действующие мечети, одна из которых — памятник горской архитектуры и зодчества. В советские времена она, как многие ей подобные, была приспособлена под склад. Теперь мечеть приобрела свое первоначальное предназначение. До Советской власти при ней было и медресе, славившееся во всем Дагестане. Учиться сюда приезжали из разных концов нашего горного края. О высокой религиозности жителей села может свидетельствовать тот факт, что, когда в очередной раз селу грозило уничтожение, предки спрятали в пещере над селом ящики со священными книгами.
По всему Дагестану и Агульскому району известна династия педагогов Манафовых из села Хутхул, общий педстаж которых перевалил за 300 лет, как и имя родоначальника этой династии Манафова Джалила Манафовича. Он воспитал и вырастил девять своих детей (три сына и шесть дочерей) и младшего брата Манафа Манафовича, которые впоследствии все окончили педагогические ВУЗы и работают педагогами.
Что сегодня представляет Хутхул? На реке Чираг-чай три моста, 2 из которых — арочные, построенные в старину всем джамаатом. Третий мост — это гордость села. Он был построен совсем недавно, при его строительстве использовалась новая технология возведения буровым способом. При въезде и выезде из старой части села стоят два пира, построенные в куполообразном стиле.
Жители соседних сел называют хутхульцев езидар. Неизвестно, откуда пошло это название. Может, до принятия ислама сельчане исповедовали культ божества Авесты, последователей которого так и называли.
В Курахском районе, на границе с Агульским, есть агульское селение Курдал, а в Тпиге тухум гурдар. Может это как-то взаимосвязано с курдами. Как знать…
Также тели райцентра называют своих соседей чlкьатар(гончары), хотя никто не помнит, чтобы здесь занимались гончарным делом. Может в незапамятные времена, и с тех пор из уст в уста сохранилось. После установления Советской власти было решено создать районный центр Агульского района в Хутхуле. Были вырыты фундаменты под административные здания. Однако население воспротивилось.
Примечателен один из обрядов хутхулыцев, который из агульских сел присущ только Хутхулу. При рождении первого сына каждый глава семьи идет без какого-либо приглашения к дому новорожденного и открывает пальбу в воздух. Хозяин выходит и приглашает его к застолью. Этот обряд исходит к временам абрекства на Северном Кавказе. Когда рождался ребенок мужского пола считалось, что в рядах воинов добавился еще один. Это событие знаменовалось пальбой, скачками и обильной гульбой с бузой.
Известные представители района
Ахмедов Шарафудин Магомедович — историк, соавтор монографии «Агулы» (1975) (уроженец с. Буршаг).
Магомед-Салих Гусаев — в 1994-2003 министр по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан (уроженец с. Цирхе).
Шабан Мазанаев — доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета Дагестанского госуниверситета (уроженец с. Буршаг).
Такибат Махмудова — заместитель Председателя Государственного Совета Республики Дагестан, с 2006 Государственный секретарь Республики Дагестан (уроженка с. Тпиг).
Хидир Рамазанов — доктор исторических наук, профессор, бывший декан исторического факультета Дагестанского госуниверситета.
Замир Тарланов — доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка Петрозаводского госуниверситета (уроженец с. Буркихан).
Джегил Японов — ашуг, лауреат многих конкурсов исполнителей народных песен (с.Фите).
Дашдемир ШЕРИФАЛИЕВ
(Газета «Дагестанские Огни»№ 30, 28.07.2017)