О ЧЕМ ПОВЕСТВУЮТ ТОПОНИМЫ? (на материале топонимов сел. Тпиг)

Гасанова Сальминат Нурадиновна

доктор филол.н., профессор

кафедры теоретической и

прикладной лингвистики ДГУ

В памяти представителей старшего поколения тпигцев сохранились рассказы о том, где истоки их тухумов. Предания старины, рассказы информантов, а также сведения из научной литературы повествуют о том, что сел. Тпиг образовалось из пяти поселений:

Джарфуг ( Джуфугъ — С.Г.), находящегося в 15 километрах к северо-востоку по пути в Буршаг. Здесь сохранились куфические надписи; Ганжуар (ХIяджуьIер — С.Г.) в 12 километрах к северо-востоку от Тпига; Зулер-хIур — 2,5 километра к западу, на пологом склоне, спускающемся к реке. Сохранились развалины на площади в шесть гектаров. В советское время там находилась колхозная ферма. Кое-где сохранились надмогильные плиты. «зулер» означает «лестница», а «хур» (хIур — С.Г.) — «селение». Курнар  (Скорее, Къуриъар — С.Г.) — в четырех километрах севернее селения, на левом берегу Чираг-чая, в узком ущелье, в стороне от дороге; Фурдихъ — в трех километрах к северу, на горе, по пути в Амух. (Алиев 1988:28-29).

Историки определяют временные рамки поселения Зулер-хIур около 17-18 вв.: «На трассе Тпиг-Чираг сохранились остатки другого городища — Зулерхор, правда, менее крупного, площадь которого равна 8,75 га, функционировавшего до XVII- ХVШ вв. Большое количество синхронных этим городищам памятников сохранились вокруг современных аулов. Здесь выявлены многочисленные фрагменты керамики, изготовленной на гончарном круге» (Ибрагимов  2008:17).

Со слов наших информантов, еще в 50-60-е годы 20-го столетия сохранялись остатки построек этого селения, при раскопках там находили кухонную утварь. Старожилы сел. Тпиг рассказывали, что как-то в Дербенте они встретили одного старика, который оказался выходцем из сел. Зулер-хIур, он интересовался состоянием своего дома, говорил, что окна его дома смотрели в сторону речки.  Долгое время на месте этого села была колхозная ферма, потом она тоже разрушилась, сейчас заново отстроили стены вокруг этой территории, используют для хозяйства.

По данным наших информантов, был также еще один хутор Фурдухъ  (фурд  «навоз») — топоним оформлен формантом локатива покоя Post -хъ (букв. «Позади навоза»). Все указанные выше поселения относились к раннему средневековью и прекратили существование одновременно.

Семантика многих названий хуторов затемнена. Название хутора Зуьлер-хIур переводится как «Ступенька-село», видимо, дома строились ступенчатым способом, когда крыша одного дома являлась двором, площадкой для другого, а может подходы, дороги к этому селу были ступенчатые.

На агульской земле оставили свои следы и арабы, и монголо-татары, и персы. Характер поселений, названия кварталов, остатки башен и крепостей говорят об их оборонительном характере (Гасанова 2006:69).

Название Тпиг селение получило после объединения. При арабах оно называлось Агул (Жители с. Рича и некоторых сел и сейчас говорят Агул, имея в виду Тпиг — С.Г.). По историческим данным, в селении Акуша находился арабский полководец Агкуш (отсюда, по одной из версий, и произошло название Акуша), сын которого Раджаб находился в Тпиге в качестве наместника. Отец присылал ему письма, в которых называл Раджаба «агул» — «сын». Отсюда и пошло название Агул (Агулы 2008)

Тпиг исторически разделялся на четыре квартала. Один из них носил название Каджар. Есть такие кварталы и в селениях Арсуг, Дулдуг, Бедюк и Гельхен /Гехъуьн. Именуются они так потому, что во времена завоеваний Надира-шаха жители этих селений под страхом смерти вынуждены были принять шиизм (одно из направлений ислама).

(Сейчас такого квартала в Тпиге уже нет — С.Г.).

Второй квартал — Рухаккенар (рух «речка»). Третий — Керухар (КIерухъар), кIерухъ «теленок».  Когда-то некий житель этого квартала собрал всех соседей (примерно 40-60 человек), зарезал теленка и, угощая собравшихся, договорился с ними, что с этого дня они будут родственниками.  (Квартала с таким названием в Тпиге тоже уже нет С.Г.).

Четвертый квартал — Вартти кIилар. В каждом квартале было по несколько тухумов, состоящих из 20-40 домов. Самый большой и богатый из них был тухум Каджарар. Из этого тухума раньше выбирали кавха. Из представителей этого тухума выбирали и кадиев (Алиев 1988:28-29).

Подтверждают и дополняют вышеприведенные сведения и названия многих тухумов. Нами выявлено названия 94 тухумов, проживающих/проживавших) в сел. Тпиг (см. приложение). Так, со слов учителя Тпигской средней школы Насрадина Курбановича Исакова, все эти тухумы были выходцами, переселенцами из разных поселений. Так, например, из Джафугъа пришли Духаяр, Бидар, Багьалар, БархIачар, Кьубутар. Из ХIендуъ (еще одно поселение, не отмеченное в литературе, располагалось выше сел. Мисси до Джафугъа) пришли БегIедар, Хутаяр, Асибур, Газгазар, IЭшаяр, ХIуьнтабур. С поселения Къури пришли КьутIушар, Лагьманар, Кисар, СеметIар, КьечIурар. Выходцами из поселения Зулер-хIур являются Кьамаяр, Кьулачар, КьецIар.

Из Фурдухъа вышли тухумы Мангар, ГIелаяр, Къукъусар, ГIатIар. Из поселения-основы села Тпиг являются тухум IЭлибурин ШагIбанар (тухума уже нет), ВачIаяр, ЦIегьеяр, Келасубур.

Некоторые названия тухумов сохранили прямую связь с тем местом, откуда они переселись: Усугьар (выходцы из агульского селения Усуг, находящегося в настоящее время в составе Курахского района), Церхьеар — из сел. Цирхе Агульского района.

В селении Тпиг и сейчас проживают представители этих тухумов.

Лексико-семантический анализ топонимов сел. Тпиг.

Проблема семантики является центральной проблемой в теории номинации топонимов. Исследование семантики географических названий вызывает интерес исследователей, так как дает «обширный материал о типах слов, использованных в качестве основы имени собственного, и в них сохраняются лексические единицы, которые в современном языке вообще не употребляются или частично редуцированы» (Багомедов 2001:14).

 

(продолжени джуре номердиъ)