Урчание двигателя, молотом ударив разряженный воздух, разнеслось по широкому ущелью. Мелкий гравий из-под шин отлетел от ближайшего валуна и скатился в пропасть, оставляя шум капели об лед.
Дышать сложно, но воздух сладкий, с ароматом неведанных странствий наваливается как плотная вата. С движением мотора ветер свистит в ушах и обдает холодной осенней неприветливостью. Осень в этом году в горах наступила рано. Быстро проскочив поворот, пытаешься не пропустить верный угол, иначе приземлишься точно в воду. Следить за серпантином и не смотреть вокруг — задача слишком трудная, потому что виды на горы Агула и бурный Чираг-чай как другая планета.
Добрались мы в район непривычной дорогой. Оставив асфальт и цивилизацию за колесом, шелестим на грунтовой дороге. Бой техники и природы очевиден, визг мотора, который не знает, как ему поступить: заглохнуть или добавить скорости, — режет уши и, наверное, исход известен. Но каким-то чудом Кулинский район остался за серой тучей, что скрыла от глаз весь горизонт и теперь словно гонится за нами. Небольшое село, озеро, простор. Табличка Чираг вносит хоть какую-то информацию в наше дорожное движение, компасом которого стала дорога. Она петляет, мы едем по ней. Крылья свободы расправила природа, мы, отчаянно пытаясь умчаться за этим полетом, жмем педали в пол.
Рича. Об этом месте слышал каждый, кто хоть чуть интересовался историей страны гор. Ведь герои-освободители села показали стальной характер в событиях 1239 года.
Ветер устал от этой гонки, со злостью кусая, он гонит людей домой от стужи. Наш дом слишком далеко, чтобы останавливаться. Крутанув ручку газа, весь мотоотряд продолжает свое путешествие. Исколесив весь Дагестан, в Агуле мы впервые. Это не простительно оставлять такие пейзажи. Поэтому в сезон, когда поспеет брусника, в Агул снова приедут гости.
Этот край видел разных туристов: и мото, и пеших, и на авто, — но они проезжали эти места слишком отчаянно, в то время как горы не терпят суеты. В Агул приезжать нужно без спешки. Только тогда этот край откроет нам куначество, этническую самобытность.
За это не природа в ответе, а люди. Суровые лица с добрым, отзывчивым характером, ведь каждый предлагал нам помощь в случае необходимости.
Жизнь в большом городе накладывает свой отпечаток, но здесь стереотипы бессмысленны. Все, кому нужна помощь, не останутся в беде.
Небольшая остановка в селе Хутхул. Выключив мотор, замираешь от тишины. Она оглушает. Дивные просторы, уже пожелтевшие после битвы за лето. Редкие деревья горят сотнями оттенков осеннего колорита. Такую осень еще нужно поискать. В ней нет намека на слякоть и депрессию. Наоборот, в ней живешь и радуешься ее приходу. Горы, окружив грозными цепями Агул, создали удивительный природный анклав, достойный восхищения.
Здесь мы встретили достойных людей, и все были приветливы и дружелюбны. В их числе глава муниципалитета Закир Каидов. Он поприветствовал нас в Агуле, подчеркнул, что туризм – это стратегически важная отрасль для района, где много красот и удивительная атмосфера. «Агул всегда разный, -отметил глава, — увидев его осенью, не думайте, что он повторится в такой же картине, например, летом. Это уже совсем другой Агул, который вы непременно должны увидеть».
Далее наш путь лежит в Махачкалу. Оттуда каждый разлетится по своим городам. Зачехлив мотоцикл, который с честью выдержал все испытания, начинаешь тосковать по родным местам. Такая уж особенность у Дагестана, становится родным для каждого путника.