Информация Прокуратуры Республики Дагестан.
Законодателем наряду с установлением уголовной ответственности за Организацию незаконного вооруженного формирования или участия в нем (ст. 208 УК РФ), предусмотрены и основания освобождения от нее. Так, согласно примечанию к ст. 208 УК РФ лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
В соответствии с п. 30 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2012 №1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» добровольность прекращения участия в незаконном вооруженном формировании заключается в прекращении участия в этом формировании по собственной воле лица при наличии у него объективной возможности продолжить такое участие.
Под лицами, сдавшими оружие, следует понимать участников незаконных вооруженных формирований, которые сдали органам власти имеющееся у них оружие либо указали места его хранения. Участник незаконного вооруженного формирования, в силу возложенных на него обязанностей не обладающий оружием, может быть освобожден от уголовной ответственности на том основании, что он добровольно прекратил участие в незаконном вооруженном формировании и сообщил об этом органам власти.
Таким образом, лицо, которое добровольно прекратило участие в незаконном вооруженном формировании с соблюдением вышеуказанных условий, подлежит освобождению от уголовной ответственности.
Дополнение УФСБ России по РД.
Согласно примечанию к ст. 205.5 УК РФ, лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Не может признаваться добровольным прекращение участия в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической, в момент или после задержания лица либо в момент или после начала производства в отношении его и заведомо для него следственных либо иных процессуальных действий.
Действие этого поощрительного примечания не распространяется на организаторов деятельности террористической организации.