Давным-давно, в такие старые времена, какие не помнят ни древние горы, ни воды быстрых рек, в ущельях гор были построены аулы.
Труднопроходимые ущелья давали некоторую защиту от набегов чужеземцев, однако и в этой отдаленной местности проходили вражеские войска, оставляя за собой пепел и руины.
Если построить жилища на гребне горы, то не будет в селении крупного источника воды — реки, что зимой и засушливым летом представляло проблему. И содержание скота, и взращивание посевов невозможно без доступа к реке. Потому агулы строили свои селения вблизи воды, по руслу реки.
Строили дома на южном склоне горы или на большую часть дня освещаемом солнцем — такое место называется у агулов «гуьна».
Географическое положение селения давало многие преимущества: защиту от нападений, тепло в домах, возможность экономить на топливе и, как правило, меньше его производить, лучшие условия для сельскохозяйственной деятельности. Снег на солнечных склонах таял быстрее, что облегчало передвижение скота и людей.
Большая часть работ выполнялась вне дома, на теплых, освещаемых южным солнцем террасах или на крышах саклей, защищенных от ветра.
Строились дома таким образом, что крыша одного являлась двором другого. Землю берегли для возделывания, на ней взращивали зерно, что являлось пропитанием, и каждый клочок земли был на вес золота. Чтобы сэкономить место и сберечь тепло, первым этажом строили сарай для скота, а вторым — жилые помещения. Окна делали небольшими, а в стене создавали полуовальный очаг (уджагъ).
Защита поселения требовала специальных мер. Улочки были настолько узкими, что по ним мог пройти только один пеший человек. По центру села шла широкая мощеная дорога — по ней могли передвигаться всадники и сельчане с арбой.
Арки над такими улицами были не редкостью, и часто над этими арками строили сакли.
Горцы принимали и иные меры защиты поселений и населения: возводили смотровые и оборонительные башни, окружали села крепостными стенами, создавали подземные тоннели для выхода за пределы стен — и хотя бы один выход обязательно должен был вести к реке, что было жизненно необходимо при осаде.
Некоторые села имели патронимичную структуру общества. Объясняется это тем, что иногда села основывали представители одного тухума.
Часто же бывало так, что несколько сел соединялись в одно. Последнее происходило вследствие военных катастроф, уменьшения численности населения ввиду болезней и т.д. Жители горных аулов старались жить вместе, чтобы сообща обороняться и строить здоровое общество. Многие села прекратили свое существование по разным причинам. Сегодня о них напоминают остатки стен и древние кладбища. Жившие в этих селах тухумы переселились в соседние села, став частью другого джамаата.
Религия играла важную роль в устройстве общества, а также влияла на материальную культуру. С приходом ислама стали строиться мечети. В каждом квартале (мехIелайи) была своя мечеть, являющаяся и тухумной, и хотя бы одна общая, центральная. Существовали и полуподземные молельни с источниками воды — кьуьла. В стены мечетей, мостов, крепостных стен вмонтированы камни с записями, содержащими исторические сведения.
Эпиграфические памятники имеют большое значение в изучении истории агульского народа.
Общественно важные сооружения — мосты, мечети или др. — строили всем джамаатом. Примечательно, что иногда в селении не строили мост через реку, а использовали временный, который легко было убрать. Диктовалось это мерами безопасности: через горные стремительные реки не так-то легко перебраться. С одной стороны аул был защищен горами, с другой — рекой. Часто — и ущельями. Таким образом, географическое положение использовалось в полной мере.
Нажабат Курбанова

