ЖКХ: вопрос-ответ

Оплачиваются ли услуги по отоплению квартиры в летний период, когда фактически отопление отсутствует?

Существует два варианта оплаты услуг отопления:

– оплата услуг отопления по ставкам, установленным органом регулирования (руб./кв.м), взимается в течение всего года равными долями, поскольку ставки рассчитаны исходя из действующих на соответствующий период времени тарифов и нормативов потребления тепла с учетом того факта, что летом отопление отключено;

– оплата услуг отопления при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии (руб./Гкал) взимается в отопительный период в соответствии с фактическим потреблением тепловой энергии по тарифам, установленным органом регулирования.

Выбор варианта оплаты зависит от условий договора между управляющей и теплоснабжающей организациями, решения правления ТСЖ, ЖСК, технической возможности установки прибора учета тепловой энергии на цели отопления и других факторов.

 

Собственник квартиры не прописан в ней и не проживает. Правомерно ли начисление за коммунальные услуги за истекший год на основании акта техника управляющей компании? Приборов учета в квартире нет.

На основании ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности.

При этом в силу ст. 155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В случае временного отсутствия жильцов внесение платы за коммунальные услуги, рассчитываемые исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Вне зависимости от того, зарегистрирован ли собственник (или иное лицо) по месту жительства в квартире или нет, собственник обязан оплачивать коммунальные платежи.

В марте в квитанции появилась статья «Обслуживание теплосчетчика», при этом у меня в квартире установлено индивидуальное отопление, и я оплачиваю эту услугу по показаниям своего счетчика. Должна ли я оплачивать услугу, которой не пользуюсь как потребитель?

Вы обязаны оплачивать обслуживание теплосчетчика. Однако Вам начисляют оплату не за это. Нужно понимать, что Вы, как и все собственники, обязаны нести расходы по содержанию общедомового имущества, к которому отнесен в том числе и ваш общедомовой прибор учета тепла (п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491).

Содержание теплосчетчика в надлежащем состоянии обеспечивается посредством его технического обслуживания (пп. «к» п. 10 указанных Правил). Таким образом, Вы обязаны оплачивать обслуживание теплосчетчика вне зависимости от того, пользуетесь ли централизованным отоплением или нет.

Тем не менее необходимо разобраться в правомерности начисления Вам платы за данную услугу отдельной статьей в квитанции. Так как проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета входят в состав общих работ, выполняемых для надлежащего содержания общедомового имущества (п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290), то и расходы на обслуживание теплосчетчика в вашем доме должны быть учтены при определении платы за содержание и ремонт жилья. Оплачивая квитанцию по статье «Содержание жилья», «Текущий ремонт», Вы оплачиваете обслуживание всего общедомового имущества, в том числе и прибора учета тепла.

Рекомендуем Вам обратиться в Вашу управляющую организацию с требованием разъяснить, на каком основании в квитанцию включена статья «Обслуживание теплосчетчика». Также вы можете обратиться в  территориальное управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан или Госжилинспекции Республики Дагестан с заявлением о проведении проверки Вашей управляющей организации на предмет законности начисления отдельной платы за обслуживание общедомового прибора учета.

Когда считается, что коммунальная услуга предоставляется некачественно?

Предоставление коммунальной услуги считается некачественным, а  начисленные коммунальные платежи подлежат перерасчету в случаях, когда существуют отклонения от перечисленных ниже требований.

Так, холодное водоснабжение: продолжительность перерыва — 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца и 4 часа единовременно при аварии в централизованных сетях. Отклонение в давлении не допускается.

Горячее водоснабжение: температура воды от 75°C до 60°C. Продолжительность перерыва — 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца и 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали — 24 часа подряд. Допустимое отклонение температуры с 00:00 до 05:00 часов — не более чем на 5°C, с 05.00 до 00.00 часов — не более чем на 3°C.          Продолжительность перерыва электроснабжения:— 2 часа (при наличии двух независимых источников питания), 24 часа — при наличии 1 источника питания. Отклонение напряжения (220 В) и (или) частоты (50 Гц) не допускается.

Отопление: температура воздуха — не ниже 18°C (в угловых комнатах 20°C), допустимое превышение — не более 4°C, допустимое снижение с 00:00 до 05:00 часов— не более 3°C, в дневное время не допускается. Допустимая продолжительность перерыва — не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 16 часов — при температуре от 12°C до нормативной, не более 8 часов — от 10°C до 12°C, не более 4 часов — от 8°C до 10°C.

Газоснабжение: продолжительность перерыва — не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца.

Водоотведение: продолжительность перерыва — не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца и 4 часа единовременно (в том числе при аварии).

По вине управляющей компании (убрала защиту от дождей с крыши) мне залило квартиру. Ущерб незначительный, но нужен ремонт. УК составила и подписала акт обследования помещения после затопления, однако отказалась возмещать ущерб наличными деньгами. Как мне с УК взыскать денежные средства на ремонт?

Вам необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании денежных средств.

В соответствии с п.п. «б» п. 2 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, крыша относятся к общему имуществу многоквартирных домов.

Управляющая компания несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии с п. 1  ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для того, чтобы предъявить имущественное требование, необходимо оценить причиненный ущерб. В этой связи следует обратиться к специалистам в области оценки. Срок обращения в суд по данной категории дел является общим и составляет три года. При цене иска свыше 50 тыс. руб. иск подлежит рассмотрению районным (городским) судом, в противном случае необходимо обращаться в мировой суд по месту нахождения организации.

Вместе с тем данные правоотношения сторон связаны с предоставлением услуг по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, следовательно, к ним можно применить п. 6 ст. 13 и ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Так, в силу п. 6 ст. 13  указанного закона при удовлетворении судом иска потребителя с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя суд взыскивает штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»  моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Таким образом, дополнительно имеет смысл заявить требования о взыскании штрафа и компенсации морального вреда.

При этом в силу п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Какие вопросы можно решить на общем собрании собственников помещений в многоквартирном дом?

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится:

1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта;

2) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта;

3) принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт;

2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;

3) принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме;

4) выбор способа управления многоквартирным домом;

5) другие вопросы, отнесенные Жилищным кодексом РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Порядок и процедура проведения общего собрания собственников жилья регламентированы Жилищным кодексом РФ. В соответствии со статьей 46 Жилищного кодекса РФ в ходе проведения собрания оформляется протокол с решениями, принятыми не менее 2/3 голосов от общего количества голосов собственников многоквартирного дома.

Инициировать проведение общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома вправе любой собственник помещений в данном доме.

При наличии протокола общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома, на котором большинством голосов принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей компанией или ТСЖ, необходимо зарегистрировать данное юридическое лицо в Инспекции Федеральной налоговой службы России по своему району, заключить договоры на обслуживание с собственниками жилых помещений, с поставщиками коммунальных услуг.