Влияние толерантности на профилактику экстремизма в молодежной среде

В свете государственной политики по противодействию терроризму разрабатывается большое количество подходов, методов и программ, направленных на сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму. Начало нового века ознаменовалось как проведение «Международного десятилетия культуры мира и ненасилия для всего мира». Основная цель данной программы — восстановление и укрепление величайших культурных, исторических и моральных ценностей России в противовес таким явлениям как этническая, религиозная и политическая нетерпимость. Консолидирующим фактором национальной политики может стать образовательная стратегия, учитывающая многонациональную и многоконфессиональную структуру нашего государства.

Особое внимание должно быть уделено молодёжи, как категории, наиболее чутко воспринимающей социокультурные изменения в обществе. Многие сегодняшние студенты обучались и воспитывалась в школе в обострённой обстановке межнациональных, межэтнических конфликтов. В ряде случаев это приводило к национальным конфликтам с тяжелыми последствиями для всех его участников. Психологическая безопасность в молодежной среде во многом определяется уровнем толерантности сознания самой молодежи, а также применением активных мер по обеспечению физической и психологической безопасности подростков и молодёжи. При этом не стоит забывать и о духовном просвещении, которое, прежде всего, заключается в воспитании толерантности.

Важность формирования толерантных отношений у молодёжи обусловлена тем, что вопрос об уровне сформированности толерантности российского общества является сегодня критически важным. Обострение межнациональных конфликтов, сложная социально-экономическая обстановка, геополитические изменения и значительные миграционные потоки непосредственно влияют на общественное мнение в области межэтнических отношений и являются одной из основных проблем современной России.

На государственном уровне делаются попытки создания эффектных программ национальной политики, необходимых правовых актов, направленных на регулирование различных сторон федеративного и национального законодательства.

В целях разработки и реализации единой государственной политики по формированию толерантности и профилактике экстремизма в российском обществе была создана специальная межведомственная программа, так как решение такой задачи требует скоординированного взаимодействия многих министерств и ведомств: Федеральная программа «Формирование толерантного сознания и борьбы с экстремизмом».

Программа позволяет обеспечить внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, возможность эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого опережающего реагирования на изменение социально-политической ситуации в России и создание основы для снижения социальной напряженности.

Толерантность охватывает все стороны человеческих отношений: социально-экономические, политические, религиозные. Энциклопедический словарь трактует толерантность как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Каков же характер механизмов, которые участвуют в формировании толерантности в обществе. Во-первых, существуют экономические и социально-политические реалии, несомненно, влияющие на степень толерантности общества. Большую роль играют определённые институты, которые через производство и распределение ценностей упорядочивают и структурируют поведение индивидов и поддерживают общепринятые нормы поведения, создавая тем самым общепринятый потенциал в обществе. Во-вторых, существует ощутимая нехватка специалистов и общеобразовательных предметов в школах и ВУЗах, которые бы прививали знания и представления о структуре современной культуры, о различии менталитетов.

Одним из методов предупреждения проявления экстремизма в молодёжной среде должен стать диалог между разными общностями. Взаимный диалог, взаимопонимание и сопереживание объединят людей в борьбе против экстремизма. Каждый должен осознавать, что все мы являемся продуктами многих культур, традиций, принимая и уважая которые, воспитаем общество способное проявлять толерантное отношение друг к другу.

В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для смены политического режима, ростом национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны.

Проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особенно остро. Большой толковый психологический словарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм — это приверженность крайним взглядам и мерам. Однако оно не отражает сути этого явления. При определении экстремизма акцент должен делаться на действиях, а не на людях, так как наименование людей и группировок экстремистами довольно не однозначно, поскольку зависит от позиции и групповой принадлежности человека, использующего этот термин: одну и ту же группу одни могут называть экстремистами, а другие борцами за свободу.

Экстремистские акты можно определить более точно, опираясь на два основных критерия: а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения; б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям. Оба этих критерия показывают, что первейшая цель экстремистских актов не непосредственный физический вред, а их психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан.

Все чаще в основе молодежного экстремизма лежит этноцентризм — совокупность групповых конфликтных представлений, эмоционально-чувственных состояний и идеология вражды между своей и другими группами. Субъектами-носителями этноцентризма являются разные молодежные сообщества, которые дифференцируются от других по этническим, религиозным, социальным и другим признакам. Позитивные характеристики своей группы резко подчеркиваются и преувеличиваются, а свойства других групп оцениваются по стандартам своей группы и при этом могут принижаться. Эта идеология и установка приводит к враждебности и взаимной агрессивности в отношениях между молодежными сообществами.

Для того, что бы объяснить в каких случаях и почему движения, стоящие за общественные изменения прибегают к насилию, а не общепринятым формам политического участия, некоторые авторы переносят гипотезу фрустрации — с индивидуального на групповой уровень. Они рассматривают акты экстремизма как результат, причиной которого стала социальная и политическая несправедливость. Другие формы экстремизма в основе своих действий имеют неспособность оказать значительное влияние на политические решения, они часто культивируют позицию нравственного превосходства над жертвами, откуда выводят оправдания своих жестоких деяний.

Однако, с учетом того, насколько широко распространена социальная и политическая несправедливость, затрагивающая большое число людей, которые при этом не становятся экстремистами, некоторые исследователи вводят дополнительные факторы для объяснения условий, при которых фрустрация выливается в экстремистскую деятельность. Анцупов А. Я. предлагает модель, основанную на взаимодействии разных причин, он утверждает, что экстремизм — это одновременно функция ситуационных и индивидуальных факторов: «истоком в большинстве случаев являлось широко распространенное движение социального протеста. Стычки с властями зачастую ожесточенного характера, и неуспех попыток вызвать народную реакцию привели к расставанию с иллюзиями и деградации движения. Осколки движения оформились в небольшие молодежные подпольные группировки, сохранившие мало контактов с внешним миром и яркую внутригрупповую преданность и сплоченность. Эти обстоятельства повысили статус агрессивных индивидов до лидерских позиций и позволили им ввести акты агрессии и насилия в качестве излюбленного образа действия».

Параллельно исследуются более конкретные установки экстремизма и патриотизма. В то время как патриотизм связан с чувством гордости за свою национальную принадлежность, национализм связан с чувством национального превосходства и власти над другими нациями. Исследование показало, что национализм теснее, чем патриотизм связан с одобрительным отношением к вооруженной агрессии и описывает исследование, в котором подтвердилось функциональное различие этих двух типов установок. Испытуемым в возрасте от 15 до 28 лет давали послушать военную музыку, либо патриотическую (военные марши, государственный гимн России). Затем исследовали влияние музыки на уровень патриотизма и национализма. Оказалось, что военная музыка способствует усилению национализма, но не патриотизма, тогда как патриотическая музыка оказывает противоположное действие. Автор приходит к выводу, что: «существует возможность сохранить и даже укрепить патриотическую привязанность к одной нации, одновременно способствуя антиксенофобским установкам, снижающим вероятность появления агрессии».

Таким образом, именно психологические механизмы, задействованы в насилии на психологической почве. Межэтнические конфликты имеют глубинную психологическую основу, и часто возникают вокруг проблем идентичности, символов, легитимности, памяти и восприятия справедливости, особенно в молодежной среде.

Большая доля актов насилия и агрессии происходит в стенах общеобразовательных учреждений, непосредственно за её пределами, там, где дети и подростки проводят значительную часть времени и завязывают социальные отношения. Поэтому школы, ВУЗы и центры дополнительного образования — это «горячие точки» агрессии.

В образовательном пространстве должна быть сформирована такая атмосфера, в которой: педагоги и учащиеся признавали ли бы акты жестокости, насилия и агрессии, относясь к ним со всей серьёзностью, не считая их чем-то незначительным; случаи насилия и агрессии систематически бы отслеживались, а демонстрация жестокости единодушно отвергалась как недопустимая. Это в свою очередь потребует специальных методов решения проблемы, в качестве которых могут быть следующие.

  1. Обучение персонала. Необходимо осведомлять преподавателей о психологических факторах и социальных факторах, способствующих участию в деструктивных группах, о структуре и методах действия групп.
  2. Образовательные подходы. Среди мер направленных на учащихся как потенциальных членов групп, должно широко использоваться воспитание сверстников — встречи с представителями «конструктивной молодёжи» (спортсмены, талантливая молодежь).
  3. Кодекс внешнего вида и поведения.

4.»Планы безопасности» — комплекс мер, позволяющий избежать насилия в образовательном учреждении: установление видеокамер, аппаратуры просмотра местности, охраны.

Каждое общество обязано предоставлять своим гражданам максимально возможную защиту от экстремизма, агрессии и насилия. Несмотря на то, что, в конечном счете, агрессивное поведение должно измениться на уровне личности, социальные нормы и общественные мероприятия оказывают большое влияние на масштабы агрессии. Огромная роль в борьбе с агрессией и экстремизмом принадлежит формированию у современной молодежи психологии толерантного сознания на основе принципов формирования толерантности. Среди них выделяют следующие: принцип субъектности — опора на активность студента, инициативность, стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми; принцип адекватности — соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс; принцип индивидуализации — учет индивидуальных особенностей и уровня сформированности толерантности у обучающегося; принцип рефлексивной позиции — ориентация на формирование у молодежи осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, проявляющейся в соответствующем поведении и поступках; принцип создания толерантной среды — формирование в образовательном заведении гуманистических отношений; воспитание у учащихся и преподавателей чувства взаимной ответственности.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что конфликты на почве национальной, этнической и другой неприязни носят длительный и болезненный характер. Выход из состояния конфликта требует многочисленных усилий со стороны государственных органов, общественных организаций.

Таким образом, разработка и реализация системы государственных мер по формированию толерантности и профилактике экстремизма в российском обществе является комплексной задачей, требующей скоординированного взаимодействия органов государственной власти и опоры на общественные объединения.