Весенний обрядовый праздник «Хьидин Iуьш» (Праздник весны)

хьидин уш

У всех дагестанских народов есть праздник весны. У одних народов он называется «навруз» — «новый день», у других — «Алый праздник», «Красный день». Этот праздник обязательно сопровождался зажиганием всевозможных огней: костры разжигали в горах, на крышах домов, во дворах. Мальчишки скатывали с гор горящие обручи. Считалось, что, перепрыгнув в первый день весны через костер, больной освободится от всех недугов, а у здорового осуществятся все желания. Если костры разжигали на крышах, то тут же устраивали веселые танцы, бросали в дымоходные трубы орехи. Когда костер угасал, пепел рассыпали по крыше, приговаривая: «Чтобы в доме было много добра».

Весенний обрядовый праздник «Хьидин Iуьш» в селах Тпиг и Хутхул   Агульского района отмечают 16 марта.

Все народы нашей республики, как и народы всей планеты, являются создателями и носителями материальной и духовной культуры. Обряды и обрядовый фольклор — неотъемлемая часть народной культуры.

Дагестан — уникальная республика, где до сих пор бытуют обряды и обрядовый фольклор. Возникли обряды в глубокой древности.

Обряд — это особый способ передачи новым поколениям определенных идей, норм поведения, ценностей и чувств; коллективное символическое действие, форма проявления коллективных переживаний людей, приобщения личности к коллективу, обществу.

Обряд органически связан с обычаем. Обычай, как и обряд — тоже средство передачи новым поколениям культурного наследия предков. Слову обряд часто сопутствует слово традиция, обозначающее преемственную связь поколений, передачу от старших к младшим социальных идей, знаний нравственных норм поведения, духовных ценностей и т.д. Слово «традиция» обозначает и само духовное наследие, передаваемое из поколения в поколение; традиционное — это понятие, установившееся, освещенное авторитетом старших поколений. Обряды по своей природе традиционны, передаются от дедов к отцам, от отцов к детям, от них к внукам и т.д. — они служат средством передачи традиций.

Календарные и семейно-бытовые обряды в своей основе является древнейшим видом народного творчества. Они были тесно связаны с хозяйственной деятельностью и убедительно показывают, как на самых ранних этапах развития человечества обряды и поэзия порождались трудовой практикой и сопутствовали ей.

Обряды приурочивались к наступлению новых периодов календарного года. Астрономическими вехами для обозначения таких периодов являются два равноденствия и оба солнцестояния.

Основным занятием народов Дагестана, наряду с животноводством, было земледелие, и их календарная обрядность носит ярко выраженный аграрный характер. В ней отразились древнейшие взгляды на природу и попытки воздействовать на нее, заботы дагестанского крестьянина о хлебе насущном, об урожае, от которого зависело благополучие его семьи.

Как и многие земледельческие народы Востока, народы Дагестана отмечали древний новый год  в связи с весенним равноденствием в марте месяце три дня, т.е. 21-22-23 марта. Он известен иранским и тюркским народам под именем Навруз (новый день, новый год). Этот праздник знаменует обновление природы, пробуждение ее от зимнего сна.

 

Народы южного Дагестана, в частности табасаранцы, праздник встречи весны отмечали несколько раньше 14-15 марта. А 21-22 отмечалась первая вспашка.

В Дагестане широко известен обряд «первой борозды», который символизировал начало весенних работ.

Пока джамаат не отметит этот праздник, никто не имел права пахать и сеять свое поле.

В зависимости от погодных условий и высотности расположения аула и района этот праздник в разных селах отмечали в разное время   и   называли по-разному.

Сопровождался праздник общим молением, жертвоприношениями, угощениями, соревнованиями в спортивных играх, скачках, песнями и танцами.

К празднику готовился и уважаемый всеми аксакал, на которого возложены обязанности пахаря.

Пахарь начинал борозду, взрослые и дети забрасывают его снежками, комьями глины, размельченной соломой или сеном, брызгами воды обливали его и говорили: «Да пойдут дожди вот так! Да будет богатый урожай!»

Основное содержание обряда с помощью ритуальных действий и магических слов создать условия для богатого урожая, помочь природе родить его.

Процессия, следовавшая за пахарем, который проводил 2-3 символические борозды, возвращалась в село и на майдане устраивали веселье с угощениями. Самыми радостными моментами праздника были скачки и спортивные состязания. Пришедшими первые на скачках, бегах получали знамя, сделанное из платка, круглый хлеб с дырочкой. В финале бегут группа стариков и старух. Это бывало веселое зрелище. Шуты в масках сопровождают бегущих, подбадривают их, совершают акробатические трюки, требуют призов. Затем устраивались состязания в метании камня и поднятию тяжестей, стрельбе, борьбе, прыгании. После этого пели и танцевали.

Навруз — праздник весеннего равноденствия

Весной в некоторых районах Дагестана накануне дня весеннего равноденствия начинают отмечать Навруз-байрам.

В этот день с наступлением темноты во всех селах и многих дворах городских улиц разжигают костры. К проведению праздника начинают готовиться с раннего утра: мужчины собирают хворост для костров, а женщины готовят праздничное угощение. В горных селениях дети скатывают с горы зажженное колесо. Многие считают, что человек, перепрыгнувший в этот день через огонь, очищается от всего дурного. В праздничные дни люди не ссорятся, никто никого не обижает, добром и миром разрешаются и прежние разногласия.

Навруз-байрам отмечался многими народами еще в языческие времена. В то время это было связано с наступлением нового земледельческого года. В Дагестане имеющий зороастрийское происхождение праздник прихода весны Навруз (от иранских «нав» — «новый», «руз» — «день») отмечался и после прихода в раннем средневековье ислама, и в советские времена.

В последнее десятилетие популярность этого веселого праздника возросла в некоторых районах. Праздник весны не имеет никакого отношения к исламу, это пережиток язычества, но местное духовенство не видит в нем ничего предосудительного и не предпринимает попыток борьбы с ним.

Навруз отмечают в основном жители Южного Дагестана, когда-то находившиеся под влиянием персидской культуры. У лезгин день весеннего равноденствия называют Яран-Сувар — «праздник солнца». У даргинцев, лакцев, аварцев и других народов Дагестана он считается началом земледельческого сезона и тоже имеет свои названия, обычно празднуется как праздник первой борозды.

Еще несколько десятилетий назад праздник отмечали с большим размахом: три дня готовили особые каши из семи или девяти видов злаков, обрядовый хлеб, украшенный орехами, изюмом, крашеными яйцами. Некоторые девушки верили, что если гадать в эту ночь, можно увидеть своего суженого.