НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

У.Омарова, Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан

С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 года №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», направленный на оптимизацию предоставления мер социальной поддержки, в том числе семьям с детьми, с учетом применения критериев адресности и нуждаемости.

Этот закон позволяет субъектам Российской Федерации при предоставлении мер социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости перераспределять и расходовать средства на цели социальной поддержки граждан, которые действительно нуждаются в таких мерах. С одной стороны, в обстановке увеличивающейся дифференциации в доходах населения переход к социально ориентированной и адресной поддержке наименее обеспеченных категорий граждан позволит во многом выполнить обязательства государства в рамках ограниченных ресурсов бюджета. С другой — осуществляя такую работу, необходимо исключить ситуации, когда социальной помощи будет лишен действительно нуждающийся в ней гражданин.

В результате принятия этого закона многие регионы вынуждены были  производить социальные выплаты исходя из принципа нуждаемости.

Так, изменился порядок выплаты компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в детских садах. В Республике Дагестан с 1 января 2017 года правом на получение компенсации обладает малоимущая семья со среднедушевым доходом, размер которого на момент обращения не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Дагестан. Согласно Закону Республики Дагестан от 6 июля 2005 года №28 «О прожиточном минимуме в Республике Дагестан» величина прожиточного минимума на душу населения в Республике Дагестан определяется ежеквартально и в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан  от 17 ноября 2016 года №335 на III квартал 2016 года составляет 9059 рублей. Устанавливается необходимость представления справки о среднедушевом доходе семьи для получения компенсации части родительской платы за содержание ребенка в детских садах ежеквартально.

Изменился порядок индексации «детских» пособий. Федеральным законом от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» было предусмотрено, что пособия гражданам, имеющим детей, должны индексироваться в размере и сроки, которые предусматривались федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, исходя из установленного уровня инфляции.

Поскольку в нынешних экономических условиях невозможно спрогнозировать заранее величину инфляции, был принят Федеральный закон от 6 апреля 2015 года №68-ФЗ, приостанавливающий до 1 января 2017 года проведение ежегодной традиционной индексации «детских» пособий и других социальных выплат на величину прогнозируемого уровня инфляции (то есть опережающим темпом).

В 2016 году индексация проходила с применением нового механизма. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 года № 42 «Об установлении с 1 февраля 2016 года размера индексации выплат, пособий и компенсаций» размеры пособий были проиндексированы на коэффициент 1,07%. Данным документом Правительство России доиндексировало пособия на размер инфляции за предыдущий, 2015 год, то есть фактически пособия в таком размере нужно было бы выплатить в 2015 году.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 88 была окончательно закреплена практика проведения индексации «детских» пособий с 1 февраля на прошлогоднюю фактическую инфляцию — в соответствии с этим следующие пособия были проиндексированы на 5,4%:

  1. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности составило 613,14 рублей.
  2. Единовременное пособие при рождении ребенка — 16350,33 рублей.
  3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Общая формула расчета пособия (40% от среднемесячной зарплаты за два года перед периодом начислений) сохранилась, изменился только размер пособия для случаев, когда получателю положены минимальные или максимальные выплаты.

Так, неработающие родители имеют право оформить пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в минимальном размере — 3065,69 руб. на первого ребенка и 6131,37 руб.  —  на второго и последующих детей. Для официально трудоустроенных граждан с высоким заработком, превышающим за год размер страховой базы (в 2017 году — 755 тыс. руб.), максимальный размер пособия составляет 23120,66 руб. на одного ребенка.

В некоторых регионах действует «пилотный» проект, в рамках которого пособия выплачиваются не работодателями, а напрямую из территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации. В Республике Дагестан реализация подобного проекта планируется в период с 1 июля по 31 декабря 2019 года.

Кроме того, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер социальной поддержки (документ еще не вступил в силу). В них представлены формулы расчета совокупного дохода семьи, а также критерии, по которым производится оценка нуждаемости.

Кроме того, в Методических рекомендациях также описаны условия, при которых рекомендуется отказывать семье (одиноко проживающим гражданам) в праве на предоставление мер социальной поддержки, основанным на оценке нуждаемости, если:

— в собственности членов семьи имеется два и более жилых помещений либо доли в собственности при условии, что их суммарная площадь превышает установленный региональный стандарт социальной нормы площади жилого помещения, приходящийся на 1 гражданина, более чем в полтора раза;

— в собственности членов семьи имеется земельный участок, приобретенный под индивидуальное жилищное строительство, за исключением многодетных семей;

— в собственности членов семьи имеется одно или более транспортных средств, срок эксплуатации каждого из которых не превышает пяти лет;

— в собственности членов семьи имеется более 1 единицы сельскохозяйственной техники;

— в составе семьи находятся трудоспособные члены семьи в трудоспособном возрасте, не имеющие работы (доходного занятия) и незарегистрированные в качестве безработного в органах службы занятости, за исключением неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за ребенком до 3-х лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, инвалидом I группы, а также за престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, по заключению, выданному медицинской организацией, либо достигшим возраста 80 лет, в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов РФ;

— одиноко проживающий трудоспособный гражданин в трудоспособном возрасте не имеет работы (доходного занятия) и не зарегистрирован в качестве безработного в органах службы занятости и т.д.

В случае их принятия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов будет рекомендовано применять указанные положения.