Казань никого не будет брать

Если раньше было популярно обвинять чиновников в клановости, то сегодня – в особом отношении к Татарстану. В тематических публикациях дотационный Дагестан представляется донором для одного из самых успешных в экономическом плане регионов – новое экономическое чудо.

Публикация Telegram канала «Кавказ ликбез» об организации проведения электронных торгов на площадке агрегатора АО «Агентство по госзаказу РТ» – из той же серии. Администратор канала, ссылаясь на дагестанского журналиста и блогера Расула Кадиева, утверждает, что «для участия в торгах дагестанским компаниям необходимо платить задаток, который в среднем составляет около 20% от суммы заказа». В этой связи Кадиев предполагает, что таким образом из региональной экономики в Казань будут выводиться порядка 6 – 19 млрд рублей в год. Неслабая такая «вилка».

Как же все обстоит на самом деле? В региональном Комитете по государственным закупкам нашему изданию сообщили, что с точностью до наоборот. Закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляются с использованием восьми электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации. На закупки для нужд Дагестана ежегодно расходуется порядка 30 млрд. рублей. При этом в республике торги в основном осуществляются на следующих электронных площадках: ООО «РТС-тендер» (Москва) – 47,2 %, АО «Единая электронная торговая площадка» (Москва) – 25,7 %. Доля АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (Республики Татарстан) составляет всего 6,9 %. Так что опубликованная информация о преференциях в отношении электронной площадки АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» является недостоверной и беспочвенной.

Данные же о 20-процентном задатке с дагестанских компаний для участия в торгах тоже не соответствуют действительности. Установление денежного обеспечения при участии в конкурентных процедурах закупок является требованием законодательства о контрактной системе и направлено на гарантированное исполнение соответствующих обязательств победителями закупок. Средства в размере от 0,5 до 5 процентов начальной цены контракта (обеспечение заявки) возвращаются участникам закупки после заключения контракта с победителем. При этом плата взимается согласно федеральному законодательству лишь с победителей торгов, и ее размер составляет от 2 до 5 тысяч рублей, уточнили в ведомстве.

Что касается неконкурентных закупок, то ситуация по ним в республике следующая. Законодательство о контрактной системе предусматривает возможность осуществления закупок малого объема (до 300 тыс. рублей) в упрощенном порядке – путем заключения прямых договоров. В Дагестане на такие закупки расходуется более 1 млрд. рублей ежегодно.

Вместе с тем, малые закупки проводятся, как правило, у «своих» поставщиков, ввиду чего являются непрозрачными (закрытыми) и содержат риски поставок некачественных товаров, а также коррупционные риски. В связи с этим, Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан как профильным республиканским ведомством неоднократно предпринимались попытки повысить прозрачность данных закупок: в период с 2015 по 2017 годы в республике были внедрены предоставленные «ООО «РТС-тендер» электронные ресурсы «Витрина закупок» и «Электронный магазин Республики Дагестан». Однако данные ресурсы должного применения и распространения в республике не получили.

Следует отметить, что в регионе не разрабатывалась собственная торговая площадка, как информирует «Кавказ ликбез». В 2018 году Республике Дагестан акционерным обществом «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» был безвозмездно передан электронный информационный ресурс «Биржевая площадка». Ресурс стал использоваться в пилотном режиме в 6 муниципальных образованиях (города Махачкала, Дербент, Кизилюрт, а также Кизилюртовский, Кумторкалинский и Карабудахкентский районы) и показал свою эффективность. В связи с повышением уровня конкуренции и экономии в малых закупках единый агрегатор торговли получил распространение в республике. Так, за первое полугодие 2019 года общая экономия бюджетных средств по контрактам, заключенным на «Биржевой площадке», составила 14,3 млн рублей или 7,3%, проинформировал источник.

Продолжается и критика конкурса, в результате которого подряд на реконструкцию Джума мечети в Дербенте выиграло Татарское специальное научно-реставрационное управление. Создается ощущение, что речь идет не о взаимодействии двух российских регионов, а о государственной измене. При этом забывается, что в условиях обострения кризисных явлений, общей политической ситуации в мире и принятия ограничительных санкций в отношении России для регионов нашей страны межсубъектное взаимодействие сегодня – это действенная мера для усиления поступательного развития государства.

Для российских губернаторов очевидно, что управление по-настоящему эффективно тогда, когда они не замыкаются внутри региона, пытаясь разобраться с существующими проблемами самостоятельно. Мы не говорим об отказе от взаимодействия с Федеральным центром. Но и от использования опыта сильных и экономически развитых субъектов страны отказываться не стоит. Не отказываемся, и правильно делаем. Если есть у соседей реальные возможности для качественного (!) участия в реставрации – в прямом и переносном смысле – нашей республики, почему об этих возможностях нужно говорить как о новом татарском экономическом иге? Зачем?

По большому счету «дружить экономиками» регионы России начали с конца 90-х годов прошлого века. Тогда же процесс межрегионального сотрудничества, базирующийся исключительно на принципах выживания, перешел на куда более перспективные рельсы межсубъектного взаимодействия, ведущие к поступательному развитию субъектов страны. Разумность подобного выбора очевидна, поскольку сделан он в первую очередь в интересах повышения уровня самодостаточности и успешности самих регионов.

Не думаю, что Татарстан нуждается в защите, но справедливости ради нельзя не казать, что во времена неразберихи тех самых 90-х Татарстан был одним из немногих регионов, сумевших не только сохранить свой экономический потенциал, но и развить его. В плане социально-экономического развития нам есть чему поучиться у республики, перенять успешный опыт.

Более полутора лет назад руководители Дагестана и Татарстана обсудили вопросы экономического развития, привлечения инвестиций, внедрения механизма государственно-частного партнерства, установления кооперативных связей между промышленными предприятиями обеих республик. В рамках поставленных задач сегодня и сотрудничают.

Институт межсубъектного взаимодействия с нашими соседями формируется весьма успешно. Безусловно, стратегия не решит разом всех проблем, стоящих перед регионом, но в то же время придаст существенный импульс развитию индивидуальных возможностей за счет совместных действий и объединения ресурсов. При этом формируются существенные предпосылки для перехода на высокий уровень социально-экономического развития.

 

Источник: dagpravda.ru