История села Буркихан

Буркихан — это имя одного из казикумухских ханов, Бурхай-хана. Это официальное название селения, сами же буркиханцы и вообще в агуле называют Гехъуьн.

По рассказам местных жителей, в село приехала женщина с ребенком, сказав  что он сирота, оставив его, сама уехала. Односельчане, пожалев мальчика, давали ему закат, продукты, одежду. Его принял на содержание тухум ЧIанкIавур. Когда мальчик вырос, работать не захотел, жители отказались его содержать, как прежде. Он уехал в Ахты и привез бумагу, что является племянником Сурхай-хана. Зафиксировав, сколько давал продуктов каждый дом, он установил постоянные подати. Жители платили поземельные налоги за пользование угодьями, считавшие ханскими. Он стал беком в Буркихане. Разбогатев, он стал отнимать  земли также и у бедных жителей Буркихана.

Село Буркихан образовалось  из семи сел. Тарнакк: ХIучIарин, Карчарин, Гехъуьнар, Дюхье, Усакк, Тулар. Все эти села завоевали Буркиханцы. Село имеет общее территориальное деление: «ВартикIилар» (верхний квартал) и «ЭйкIилар», (нижний квартал). Кладбища расположились в нескольких местах: (НетахIа), (КIарен-хIаре), (Ахурахъ).

В селе в разных местах расположены святыни: Пуйгъумпир (внизу села), Шейхарин пир, Iэнкваярин пир, БукIаларин пир, Баярин пир, ЧIарахаярин пир, Сарихворджа пир, ДжагьукIарин пир, МухIамад пир, Карчарин пир, ХIучIарин пир, Аяракк пир, Маллабулай пир.

В с. Буркихан проживало 44 тухума. Каривур, Кьуравур, Баснавур, Малухар, Гъазивур, Неврузар, Пелкинар, МехIмурар, Iэбасар, Шихеливур, Къаявур, ЧIанкIавур, Къавар, Iэмаяр, ДжагIар, Пашавур, Каримар, Бучахаяр, Хвалавур, Iэнкваяр, Къалувур, Пехевур, Суварар, Iэлаяр, БахIанар, Каттавур, Хъветаяр, ЧIвахIар, Булбулар, Гьубулаяр, ЧIарахаяр, КьутатIаяр, Бутавур, Хьадивур, ХIагаяр, Бичасар, Мирзавур, Ачаяр, Камирар, Галивур, Кьубаяр, БукIалаяр, Магьутар.

Жители села занимались скотоводством и земледелием. Кузнецом в1936г. был приезжий, его звали Рашид и Бичасарин Абдуллах. Они занимались производством сельскохозяйственных и бытовых изделий. Сырье привозили из лакских и даргинских селений. Им  помогал маленький буркиханец мальчик Рамазан. Кузнечество навсегда стало главным делом его жизни.

С периода раннего средневековья исповедали ислам. Шабанов Имамай обучал читать  арабскому языку  и писать арабскому шрифту в доме Къабивурин и самого муллы. После смерти мулы обучала арабскому Шабанова Фатимат, его сестра. В 1929 г. в доме Малухарин Кулбана обучал Наврузарин Кулбан до 4 класса под названием (Ликбез)- ликвидация безграмотности.

Буркиханскую среднюю школу построили 1936 г. Первым учителем и директором школы был Хутов Марк Дмитриевич, приехавший со своей супругой, работали тут еще русские учительницы Александрова Мария Селимовна из города Энгельса Волгоградской области, Иванченко Нина Степановна из Воронежской области. В 50-ые годы работал Омбалов Владимир Ильич, так же работали Оруджев, Будасов, Грюмина.

В годы ВОВ школа не работала до 1947 года. Неоценимую помощь оказывали приезжие первые учителя, из далекой России и соседних лезгинских районов. Многие из них оставались жить в селах, породнились с местным населением и обзавелись семьями. Учителями часто становились молодые люди, которые после окончания семилетки становились педагогами.

Большим авторитетом пользуются учителя старшего поколения: Рамазан Газиев и Ибрагим Гаджирамазанов. Почти в каждом селении были свои лекари, в Буркихане — Гаджи-Магомед и его жена Хариджай, побывавшие в Мекке, и их дочь Тамари. Хариджай умело вправляла смещенную кость в суставах конечностей, кроме того, она вместе с Тамари выполняла и функции повивальной бабки. Помогала  роженицам в Буркихане и повитуха по имени Муслимат.

Курбанов Осман (Кьуравурин) — председатель колхоза, он был еще столяром и каменщиком. В1934г. его отправляли в Москву на выставку народного хозяйства. Первым почтальоном в селе был Сафаров Курбан.  В советский период  в революционном угаре стали ломать все мусульманские структуры. В 1967г. были закрыты все мечети в Агуле, здания их были отданы под склады.

Никакими угрозами не удалось в советское время запретить соблюдение постов и празднование Ураза-байрам и Курбан-байрама. С конца 1980-х годов местная жительница по имени Фатимат, собрав женщин из села, своими силами отремонтировала здания, бывшие когда-то мечетями, и они стали функционировать.

Мололи зерно на мельнице (РахI). Чтобы не стоять в очередях, некоторые тухумы построили свои собственные мельницы: Iэмайярин, Гьубулайярин, Баснавур, Мизанарин, Iали-Султанан, Пашавурин, КъачIавурин, Маллабулин.

Медпункт (духттир-хана) был открыт в 1948г., где работала русская женщина, работала библиотека (избач), где заведовали  Кубанова Зулейхат и Залимат Рамазанова. Каждая  семья отдавала скот, так образовался колхоз (житIа колхоз) в 1932 г. Председателем колхоза был Ибрагим, а первым  председателем сельсовета — Рамазанов Исхак (Хъветаяринф).

С началом  ВОВ на войну ушли 110 человек, из них вернулись домой только 40.

Директором  Дома культуры долгое время проработала Раджабова Кистар, худ. руководителем Магомедова Патимат. Курбанов Ибрагим (Кьуравурин) открыл у себя дома на первом этаже магазин. Продукты и бытовую химию продавали по талонам в зависимости от количества членов семьи. Молодое поколение умело переняло у старожилов села добрые вековые традиции.

К сожалению, не все имена попали в эту статью, но хочется верить, что наши дети и внуки не забудут родной агульский язык, село и его богатую историю.

 

Ж. Хамазаева

Комментарии закрыты.