Годекан — место для обсуждения сельских проблем

Годекан, расположенный в старой части села Рича

В горных поселениях Кавказа есть места, которые носят чуждое для непривычного слуха название — годекан. Годекан («гим» — на агул. яз.) — это небольшая площадка, находящаяся обычно под открытым небом, обставленная в круг (полукруг) сидениями, предназначенная для народных сходов при решении важных социальных вопросов и проблем, а также для проведения совместного досуга.

«Гимар» есть во всех сёлах Агульского района. В селениях относительно крупных годеканов может быть несколько.

К примеру, в селении Рича практически каждый квартал имеет подобное место, хотя где-то оно не совсем соответствует вышеописанным особенностям.  Здесь, в верхней части села, сохранился до наших дней небольшой старый «гим», где некогда собирались в круг седобородые старики, то мягко изливая в вольной беседе свои незатейливые думы, то шумно обсуждая что-либо важное.

Однако, далеко не всегда разговоры собиравшихся в этом месте людей были безобидными, впрочем, как и они сами. Именно этот «гим» стал злополучным для главных героев одноименной поэмы Абумуслима Лутова «Хатум и Зубаил», где Зубаил, одержимый слепой ревностью, убивает свою невесту Хатум по той причине, что несколько утомлённых бездельем нечестивцев, сидя на годекане, рассуждали о её красоте и женственности. «Фитначи гим» назвал Абумуслим  это место впоследствии.

Главный же, центральный годекан села, соответственно, расположен в его центре. В 2019 году он был включён в реализуемый по стране  проект «Комфортная городская среда» и за месяц с лишним преобразован до неузнаваемости. Новый годекан получил достаточно уютный интерьер: скамейки, колонны и потолок из гладкого отшлифованного дерева, пол, выстланный тротуарной плиткой мутно-песчаного цвета; из экстерьера можно выделить перила из того же бруса и уличные светильники для освещения территории в темное время суток. Вообще, строения из дерева всегда какие-то теплые, «домашние».

Однако, когда речь идёт о строениях открытых и доступных для всех, возникают опасения за их  сохранность, так как необъяснимая и пагубная потребность некоторых людей что-то испортить, расписать, сломать или бесцельно сдвинуть часто удовлетворяется именно в таких местах. Вряд ли получится найти такое общество сегодня, где совсем нет нахальных или циничных единиц, но стремление остальных к нормальной и цивилизованной жизни и сосуществованию с ними  должно стоять выше.

Если по каким-то причинам мы не можем построить или создать что-либо, то  бережное отношение к тому, что создали для нас без нашего участия, становится нашей святой обязанностью.

Хасбулат Гамзатов