Джамалуддин Кази-Кумухский

джамалдин

Джамалуддин Кази-Кумухский (1792 или 1788, Казикумух — 1866, Стамбул) — дагестанский духовный и общественный деятель, ученый, шейх накшбандийского тариката, сподвижник имама Шамиля.   Национальность:  лакец. Вероисповедание: ислам, суннизм и накшбандия.

Биография:  Джамалуддин Казикумухский родился в 1792 или 1788 году в Казикумухе (ныне с. Кумух Лакского района Дагестана). Получил образование в Кумухе, ряде городов Кавказа и Османской империи. Знал ряд языков Дагестана, а также арабский, персидский и тюркский язык. Хорошо разбирался в арабской литературе, античной и мусульманской философии, фихке и исламской этике. В молодости служил делопроизводителем Аслан-хана Казикумухского.

Сын Джамалуддина Абдуррахман так рассказывал о своём отце: «Джемалэддин-Гусейн был родом из Казикумуха. В первой своей молодости он служил при бывшем казикумухском хане Аслан-хане в качестве письмоводителя. Хан любил его и за усердную службу его и преданность пожаловал ему три деревни в Кюринском ханстве под общим именем Астал». Но вскоре отказался от государственной службы, целиком посвятив себя научным занятиям и «служению идеям суфизма», проводя время в Газикумухе «в уединении, занимаясь молитвами и направлением посетителей его на путь истины».

Большую роль в формировании духовных интересов Джамалуддина Казикумухского сыграло его знакомство с идеологом национально-освободительного движения горцев XIX века Мухаммадом Ярагским (1771-1839). В 1824 году Джамалуддин Казикумухский получил от него разрешение на наставничество (иджаза) накшбандийского тариката. Имя Джамалуддина Казикумухского было широко известно в исламском мире, фигурирует во многих научных справочниках о видных деятелях суфизма.

Через шейха Казикумухского в тарикат вошли имамы Дагестана и Чечни Гази-Мухаммад и Шамиль. Шейх Джамалуддин был членом Дивана Имамата и пользовался непререкаемым авторитетом у Имамов. Имам Шамиль часто обращался к своему наставнику за советом по вопросам государственного правления, международных отношений и фикха. Кроме того, сыновья Джамалуддина Казикумухского, Абдуррахман и Абдуррахим, были зятьями (мужьями дочерей Нафисат и Фатимат) имама Шамиля. Дочь Джамалуддина, Загидат, была женой имама Шамиля.

В 1862 году, после падения Имамата, переселился в Стамбул. Умер в 1866 году в Стамбуле. Похоронен на кладбище «Каража-Ахмад».

Труды: Джамалуддин Казикумухский известен и как автор нескольких сочинений. Самое известное из них: «ал-Адаб ал-мурдиййат фи-т-тарикат ан-накшбандиййат» («Удовлетворительные правила в накшбандийском тарикате»). Этот трактат по теории и практике накшбандийского тариката издавался неоднократно (Порт-Петровск, 1905; Темир-Хан-Шура, 1908; Оксфорд, 1986). Перевод на русский язык (свободное изложение материала) также издавался в Тифлисе в 1869 году, а перепечатка была осуществлена в Оксфорде в 1986 году.

Труд под названием «Талиф аш-шайх аль-камиль аль-муршид Джамалу-д-дин» («Сочинение совершенного шайха муршида Джамалуддина») или «Кифай ат аль-авам» («Достаточное для народа»), построенный в вопросов и ответов, посвящен доступному изложению основ мусульманской религии (усуль ад-дин), правилам совершения молитвы, соблюдения поста, описанию внешности пророка Мухаммеда и его образа жизни.

Третье известное произведение — «аль-Каул ас-садид фи джаваб рисалат Саид ли-ш-шайх аль-муршид Джамалу-д-дин» («Здравое слово в ответ на послание Саида шайха муршида Джамулуддина»)